Помимо критики форм политического устройства, Платон сформулировал модель идеального государства, главной целью которого является справедливость. Справедливость- забота о благе всех граждан. Модель представляла тоталитарное государство во главе с философами. Анализировал модели существующих государств, и считал реально существующие формы правления негативными; делит на 4 формы:
-тимократия- власть честолюбцев.
-олигархия- власть немногих над большинством.
-демократия- власть большинства.
-тирания- власть одного.
Наиболее неприемлемые формы: демократия и тирания, наиболее подходящая- олигархия. При демократии к власти приходят не наиболее знающие, достойные люди, а “трутни” (демагоги создающие ажиотаж). Демократия плоха тем, что создаёт возможность установления тирании. При демократии главным благом является свобода, но чрезмерная свобода ведёт к чрезмерному рабству.
Аристотель(4в.)- ученик Платона. Приписывают фразу: “Платон мне друг, но истина дороже”.
Жил при дворе Македонского царя и был воспитателем Александра. Александр говорил: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом потому, что отец дал мне жизнь, а Аристотель дал мне то что придаёт ей ценность”.
Вернувшись в Афины Аристотель основал философскую школу- лицей (находилась при храме Аполона Ликейского) или перипатетическая (прогулочная).
В 323 умирает Александр, и Аристотель уезжает из Афин.
Известен тем что оставил труды по всем известным отраслям знаний (биология, риторика, политика, ...). Он произвёл систематизацию знаний и первый выделил Ф. У Аристотеля две Ф:
-физика(натурфилософия)- впоследствии стала естественным предметом.
-метафизика(после физики)- размышление о бытие(о сверхчувственной реальности).
У Аристотеля сущ. понятия форма(сущность вещи) и материя(то из чего вещь состоит). Форма и материя слиты воедино.
Аристотель считается отцом логики-науки о законах мышления.
Обращается к формам государств, но делит их по другому(чем Платон) на правильные и неправильные. Критерием деления служит забота о благе граждан:
-правильные- монархия(власть одного), аристократика(власть немногих), полития/идеальное государство придуманное Аристотелем/(власть большинства).
-неправильные- тирания, олигархия, демократия/имеет тенденцию превращения в охлократию(власть толпы)/.
Ф. Эпохи Эллинизма. Древнеримская Ф.
Специфика:
334-323г. походы Александра Македонского, с этих походов началась эпоха Эллинизма.
В 338г. до н.э. произошла битва при Херонее между греческими и македонскими войсками. Греки потерпели поражение и потеряли независимость. Культура сменилась на Эллинистическую.
Основными вопросами стали вопросы этики(учения о нравственности), возможности достижения счастья.
АТАРАКСИЯ- безмятежность, невозмутимость(имей это и будешь счастливым человеком).
Было три школы: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.
Скептицизм- представитель- грек Пиррон(2я. пол. 4в. - нач. 3в. до н.э.). “Человек может быть счастливым если достигнет состояния атараксии”.
Тезис- воздержание от суждений. Человеку не дано знать, понимать. Человек не может судить. Скептики сомневаются в том, что человек может достигнуть истины.
АГНОСТИЦИЗМ- другое направление скептицизма. Считают, что человек не способен получить истину.
Эпикуреизм- основатель Эпикур(342-271г. до н.э.). Считал, что атараксия достигается при отсутствии страха(смерти, бессилия перед природой). Освобождение человека от страха, борьба с ним. Побороть страх можно только изучая природу и её явления.
Страх смерти: “Не стоит беспокоиться насчёт смерти. Смерть не имеет к нам отношения. Когда мы есть- смерти ещё нет, когда она наступает- нас уже нет”.
Человек должен жить с удовольствием, но это прежде всего отсутствие страданий(физических и духовных). Человек не должен преступать меры в удовольствиях. Тезис Эпикура- живи незаметно.
Стоицизм- основатель школы- Зенон из Кития(336-265г.). Название произошло от “стоя”-портик, колоннада- места сбора. Находились в оппозиции Эпикуру. Стоики говорили, что человек должен подчиняться необходимости, в этом его основная добродетель. Не надо идти против судьбы.
АПАТИЯ- бесстрастие, чувственное спокойствие.
Сенека(кон. 1в. до н.э.)- др. римский мыслитель, был богат и близко связан с императором Нейроном. В своём учении говорил, что не надо стремиться к богатству, т.к. богатство есть беспокойство. С падением Нейрона связано и падение Сенеки. Он уехал из столицы и кончил жизнь в бедности, в соответствии со своим учением. Человек должен покоряться судьбе, но если он запутывается в противоречиях, то уходит из жизни сам. Сенека умирает вскрыв себе вены.
Ф. Эпохи позднего Эллинизма.
Плотин- представитель.
Характеристика: время разрушения, раскола Римской империи. В это время проникают мистические и религиозные мышления с востока. Философская мысль сближается с религиозным учением.
Ф. Плотина является одновременно концом и началом, концом античной Ф. и началом христианской теологии.
Средневековая Ф. (5-15в. н.э.)
Средневековый запад унаследовал внутренние противоречия др. римлян.
476г.- падение Римской империи. 4в.- основан Константинополь.
В территориальном смысле Зап. Европа маленькая. Замкнутость, скученность городов; на земле всё маленькое, ограниченное, а там, наверху, где бог места много. Человек живёт в ожидании смерти, в страхе перед ней; в беспокойстве о будущей жизни. Хорошие и плохие дела взвешиваются. Куда попадёт человек к богу или дьяволу. Проблема двойственности, раскола- человек живёт на земле, но должен стремиться к богу. Отшельничество, уход от мира- точно попадёшь в рай. Полное прощение грехов при полной передаче всех средств церкви.
Человек утверждался не выделяясь, а растворяясь в обществе, становясь первым из многих, т.к. гордыня страшный грех. Человек связан с определённой социальной группой на всю жизнь.
Свобода- наличие покровителя, гарантирующего твои права.
Весь средневековый мир связан с христианством, и Ф. связанна с богом.
Христианство- господствующая идеология.
Характерная черта- теоцентричность(теос- бог)- реальность определяющая всю сущность- бог.
Проблема отношения бога и мира- философская проблема. Было несколько течений по этой проблеме:
Теизм- учение согласно которому бог выступает создателем мира и элементом постоянного воздействия на все процессы, происходящие в этом мире. Особенность, связанная с историческими условиями(католическая церковь стояла наравне со светской властью, иногда превышая её)- единственные духовные центры: монастыри, церковные духовные центры, университеты(связанные с церковными школами).
Схоластика- синоним средневековой философии. Специфика метода познания: Ф. не была направлена на изучение окружающей действительности, как она есть сама по себе. Все истины находятся в священном писании, они есть их не надо доказывать.
Ф. должна обосновывать положение вещей.
Ф.- служанка богословия, т.е. решает важнейшие проблемы времени, веры и разума.
Коперник, почти перед смертью(почему и не был наказан инквизицией), написал свою теорию геоцентризма.
Специфика, содержащая всю философскую концепцию средневековья,- теоцентризм - бог реальность определяющая всё.
Креационизм- учение творения богом мира из ничего.
Провиденциализм- бог не только создал мир, но и участвует во всех течениях жизни.
Персонализм- учение о создании богом человека(человек- высшее творение бога), но есть две стороны: дух и плоть. Душой человек может прикоснуться к божественному миру.
Проблемы: что первично?, соотношения общего и единичного(реализм и номинализм)-общих понятий продолжались многие столетья.
Существовало учение что нет и не может быть понятий без конкретных предметов.
Было несколько периодов:
1- патристика 2-5в. н.э.(в переводе с латыни- учение отцов церкви).
Аврелий Августин 4-5в.- один из отцов церкви. Мыслитель затрагивающий проблему соотношения веры и разума: “Верю, чтобы понимать” (превосходство веры перед разумом).
2- период ранней схоластики 6-12в.
Характеризуется усилением влияния церкви, распространение католицизма в обществе.
Ансельм Контерберийский- глава церковной епархии 11в. Поддерживал идею- вера выше разума, т.е. первостепенность веры перед разумом.
3- расцвет схоластики 13в.
Окончание крестовых походов(1096-1270)(грабежи, разбои вернувшихся рыцарей). Папская власть неограниченна. “Европейцы ничего не получили от крестовых походов кроме абрикосов”- Шарль ЛеГоф.
13в.- борьба с ересью внутри христианства. 1206г.-возник орден францисканцев.1216г.- возник орден доминиканцев(отвечал за инквизицию)
dominicanis- псы господние.
Фома Аквинский- доминиканец, “ангельский доктор”- отец церкви создавший труд “Сумма теологий”.
4- период поздней схоластики 14-15в.
Период разложения, заката эпохи средневековья. Произошла попытка разделить веру и разум.
Иоганн Дунс Скотт- “тонкий доктор” францисканец- в сфере тончайших вопросов. Попытался разделить веру и разум. Теология и философия- разные понятия.
Ф. эпохи возрождения 14-нач.17в.
Связанна с Италией.
1- Характерные черты эпохи и Ф. того времени.
2- Гуманизм.
3- Социально- философская мысль.
4- Эпоха возрождения и реформация(Варфоломеевская ночь).
5- Натурфилософия возрождения.
1.
Эпоха Возрождения- это переворот в первую очередь в системе ценностей. Возникает убеждение в том, что человек- высшая ценность. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.
Светский характер присущ яркому явлению культуры Возрождения- гуманизму. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное наследие. Возрождение античности и дало название всей эпохе (Ренессанс переводится как возрождение).
Характерная черта тогдашней Ф.- создание новой пантеистической картины мира, отожествляющей бога и природу.
Наконец, если Ф. Средневековья теоцентрична, то характерная особенность Ф. Возрождения- антропоцентризм. Человек- не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7