Выделяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социальную формации.
3. Что такое цивилизация?
Источники:
· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 62.
Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической, общественно-производственной технологией, соответствующими ей социальной структурой и культурой, определенной философией, общественно значимыми ценностями.
Тема 18. Личность, ее свобода и ответственность.
1. Что такое индивид, личность, индивидуальность?
· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.
Индивидуальность — неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.
2. В чем парадоксальность феномена свободы личности?
· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 515-520.
Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли - самоопределяем или детерминирован человек в своих поступках. Иными словами, является ли воля ничем не обусловленной конечной причиной поступков и действий человека, или же они детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-то обстоятельствами. Отвечая по-разному на данный вопрос, сталкиваются две противоположные концепции - детерминизма и индетерминизма.
Концепция детерминизма исходит из того, что универсальная причинно-следственная связь определяет (детерминирует) как мотивы поступков, так и мысли людей. Концепция индетерминизма либо полностью отвергает предпосылку о причинной обусловленности всего сущего, либо предполагает разрыв причинного ряда природных явлений в сфере сознания. Следовательно, мотивы поступков, возникая спонтанно, самопроизвольно, зависят только от свободной воли человека. Сторонники индетерминизма настаивают на самополагающем характере первоначального акта выбора. Эта точка зрения приводит к оправданию волюнтаризма, своеволия и произвола.
Антиномия детерминизма и индетерминизма стара как сама философия. Жаркие споры по этому поводу велись, начиная с античной философии, не утихают они и поныне.
Так, Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. Но для этого он должен познать и свою собственную природу как разумного существа и избавиться от аффектов и пристрастий, искажающих его человеческую сущность. Бессилие в укрощении аффектов (страстей, порывов, раздражения) Спиноза называл рабством, ибо человек, им подверженный, уже не владеет сам собой, он находится в руках фортуны и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему.
Гегель учил, что история человечества представляет собой прогресс в сознании свободы. С позиций диалектики он преодолел метафизическое противопоставление случайности и необходимости. Случайность - не плод человеческого незнания. Она существует объективно, в самих вещах и является формой выражения необходимости, ее дополнением. В каждой случайности есть элемент необходимости.
В марксистской философии свобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость (закономерность), и, во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (умение принимать решение со знанием дела). Свобода есть, прежде всего, свобода выбора. Диалектический материализм не отрицает свободу волеизъявления человека, но ограничивает эту свободу строго детерминированной системой реальных возможностей. Все, что находится вне пределов реальных возможностей, не должно быть объектом притязаний, иначе дело обернется бесплодным фантазированием, маниловщиной.
В полосе реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. В каждом конкретном случае выбор носит случайный характер, но в массе случайностей пробивают себе дорогу объективно необходимые тенденции развития. Иногда выбор имеет альтернативный характер и ведет к диаметрально противоположным последствиям. Например, человек может быть законопослушным, а может встать на путь правонарушений. Это его выбор. Но в любом случае ему приходится считаться с существующей в данном обществе правоохранительной системой, общественным мнением и т.п.
Человек несет ответственность за свой выбор, и мера этой ответственности может быть чрезвычайно большой. Таким образом, концепция детерминизма не умаляет ни свободы, ни совести человека, ни нравственной и правовой оценки его действий.
Тема 19. Духовное в человеке.
1. Как Вы понимаете духовность человека? Его бездуховность?
По моему мнению, обычной жизни, люди духовность связывают с добротой, интеллигентностью, моралью и со всем тем, что считается в нашем обществе хорошо, а бездуховность, в свою очередь, ассоциируется с тем, что плохо. На самом деле все на много глубже. Человек несет в себе нечто, что не поддается рассмотрению ни в какие микроскопы - Душу. Никто ее не видел, но каждый знает и чувствует, что она в нем есть. Каждый из нас, хоть однажды испытывал чувство стыда, а точнее то, что мы называем совестью. Это Душа нам дает о себе знать. Человек - эволюционное существо и каждый из нас продолжает свою эволюцию в процессе своей жизни. Вместе с человеком развивается его Душа и наступает такой момент, когда Душа выходит на первый план и начинает вести человека по жизни. Про таких людей говорят – это духовный человек.
Бездуховность - это такое состояние, когда полностью игнорируется существование Духа и духовных аспектов в жизни, когда доминирует Эго и оно руководит развитием личности.
2. Что такое менталитет личности?
Менталитет – образ мышления, общая духовная настроенность, миропонимание, мироощущение человека, группы или общества.
Носителем и выразителем ментальности, ее порождающим началом должен быть каждый индивид в культуре того или иного общества.
3. Каковы особенности русской ментальности?
· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ:
1) Идеалистическая основа русского сознания
Доминирование особой психологической формулы науки, когда сверхценностью является эмоция. Поиск ситуации сопереживания. Не решить проблему, а пережить ее.
2) Внутренняя противоречивость русского менталитета, доведенная до крайности
· Самый коллективистский народ и самый индивидуалистический;
· Самый мирный и самый жестокий;
· Самый щедрый и самый скаредный;
· Высокоответственный и беспечный.
3) Противоположность русской и западной ментальности
· Русский народ – движущийся. Постоянные перемещения вырабатывают внутреннюю готовность всегда сняться с места. Черта западного менталитета – устойчивость.
· Византийская вера внушила понимание: земная жизнь временна.
4) русский менталитет динамично развивающийся
Русский менталитет сложился в результате отбора и трансформации; он не боится заимствований;
Окончание советского и постсоветского периода российской истории. Эпоха нулевых ценностей. Возможность – выбора национальной модели культуры.
Тема 20. Исторические типы взаимоотношения человека и общества.
1. Раскройте содержание основных типов исторического взаимодействия общества и человека - отношений личной зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей?
· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.397-403
К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).
1.) Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим для них является включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система является весьма устойчивой, замкнутой и давлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем сознании не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.
2.) С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хозяйства человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10