Рефераты. Философия и ее история

Структура:

А) способ производства материальных благ:

-производительные силы;

-производственные отношения.

Б) материально-производственная деятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных ценностей.

В) субъекты материально-производственной деятельности:

-работник;

-производственная бригада;

-предприятие, фирма банк, учреждение и др.;

-экономические министерства, ведомства и др.;

Г) объект материально-производственной деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.

Д) экономическое сознание – форма общественного сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности социальных субъектов.

Политическая сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания, упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и внешней политики.

Структура:

А) субъекты политической деятельности и отношений:

Политическая организация общества – система целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций, управляющих политическими процессами.

Б) объекты политической деятельности и отношений:

-завоевание, удержание, упрочение, использование политической власти;

-проведение внутренней и внешней политики;

-управление политическими процессами.

В) политические отношения – складываются между социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.

Г) политическая деятельность – деятельность политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование власти, достижения своих коренных целей.

Д) политическое сознание – совокупность идей, теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму, другим государствам.

Духовная сфера общества – необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе производства, распределения, потребления духовных ценностей.

Структура:

А) субъекты духовной деятельности и отношений:

-идеологи, ученые, писатели, музыканты и т.д.;

-научные, творческие, образовательные организации;

-народные массы, как производитель и потребитель духовных ценностей.

Б) объекты духовной деятельности и отношений – производство, распределение, потребление духовных ценностей.

В) духовные отношения – отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления духовных ценностей.

Г) духовная деятельность – деятельность по производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.

Д) общественное и индивидуальное сознание – как носитель духовных ценностей.

Социальная сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная общественная система, возникающая в процессе деятельности социальных субъектов и характеризующая отношениями по поводу равенства и не равенства положений людей и их групп в обществе.

Структура:

А) субъекты социальной деятельности и отношений – личности, образуемые ими социальные группы, составляющие в процессе взаимодействия социальную структуру общества.

Б) объекты социальной деятельности и отношений – положение людей и их групп в обществе с точки зрения равенства и не равенства.

В) социальные отношения – отношения между людьми и их группами по поводу положения в обществе с точки зрения равенства и не равенства.

Г) социальная деятельность – деятельность социальных субъектов, направленная на удержание, изменение (улучшение) своего места (статуса) в обществе.

Д) социальная позиция (ориентация) – осознание и оценка индивидом и социальной группой своего места (статуса) в обществе.

Е) социальный престиж – оценка общественным мнением места, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе.

 

Тема 16. Философские проблемы права.

 

1.         В чем состоит сущность права?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.375-376

Несмотря на то, что право существует на протяжении тысячелетий, в отечественной и зарубежной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению его сущности, однозначного представления о нем. Вопрос о понятии права является весьма сложным и противоречивым. Сущность права обычно дается в зависимости от типа правопонимания. Плюрализм существующих подходов к определению права есть отражение сложности права как самостоятельного явления.

Довольно широко распространено как в научной, так и в учебной литературе следующее понятие права:

Право – это система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регулятором поведения людей.

Право, взятое в единстве формального и содержательного признаков, обладает рядом специфических свойств.

1. Нормативность. Право упорядочивает, гармонизирует общественные отношения при помощи регулятивных средств – норм права. правовое регулирование действует на территории определенного государства непрерывно, вплоть до его изменения или отмены. Главное назначение норм права – оказывать на субъектов правового регулирования общее направленное воздействие, ориентированное на правомерное поведение. Нормативность права является официальной связью права и государства, поэтому деятельность уполномоченных на то государственных органов (правотворческих) остается ведущим способом регламентации общих моделей поведения.

2. Формальная определенность. Связана с формальной выраженностью, которая предполагает, что нормы права обязательно должны быть выражены вовне, т.е. закрепляться в юридическом источнике.

3. Обеспеченность. Так как право – государственный регулятор общественных отношений, то государство должно и заботиться о поддержании действенности права.

4. Системность. Право имеет свое внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих его частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.

2.         Укажите содержание традиционного (“запретительного”) и либерального подходов к трактовке права.

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.

При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.

Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».

Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину «право» было, как бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: это, прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными словами, основой права, его первоначалом, первоэлементом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

Тема 17. Проблема общественного развития: формационная, цивилизационная, культурологическая концепции.

 

1.         В чем суть циклической, линейной, спиралевидной трактовки развития общества?

Линейное развитие – Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, но из него извлечь уроки. Настоящее. Человек – активнодействующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества. Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно – подготовить будущее.

Циклическое развитие – в подобных обществах развитие идет медленно, циклами. Общество, относящееся к данному типу развития, существует в рамках исторического времени, которое делятся на три ступени: прошлое, настоящее, будущее.

Спиралевидное развитие – развитие общества идет по спирали. Каждая новая спираль повторяет предыдущую, но на новом развитии.


2.         Дайте определение, укажите структуру общественно-экономической формации? Какие формации Вы знаете?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Общественно – экономическая формация — исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “Общественно – экономическая формация ” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс — как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие “общественно – экономическая формация.” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Понятие “общественно – экономическая формация” не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или человечества в целом, но оно формулирует основные теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории. Использование данного понятия несовместимо с навязыванием историческому познанию, каких бы то ни было априорных схем и субъективных конструкций. Каждая Общественно – экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Это в особенности относится к коммунистической формации, этапом становления и развития которой является социализм. В настоящее время в ходе революционной перестройки формируется новое представление о социализме и, соответственно, о коммунистической общественно – экономической формации. Главная цель — преодоление утопических взглядов, трезвый учет реальности и длительности процессов становления и развития социализма и коммунистической формации в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.