Рефераты. Философия и ее история

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.285-297

Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Их роль и значение в понятии познания определялись разными философами по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значение чувственного познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний(Гоббс, Локк).

Чувственное познание являлось начальным этапом познания. Формы чувственного познания:

Ощущения. Установлено, что с точки зрения "информационной способности" на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явилось субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Например, боль от ожога (в огне нет боли). Ощущение не просто фиксирует воздействие объектов, существует независимо от человека, на человеческий организм.

Восприятие - существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которые неразрывно связана с другими актами познания и практической деятельности (опытом), предшествующие данному конкретному наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущать только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, которые в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания - представление.

Рациональное познание. Формы:

Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношение к действительности.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.

Умозаключение – форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение (заключение или следствие).


2.         Что такое метод познания? Что такое методы философские, общенаучные, специфические?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.372-405

Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Специфические методы (специальные) применимы только в рамках отдельных наук.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносилогические принципы.

Философские методы (универсальные) характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека (с учетом их специфики).

 

Тема 11. Наука и ее роль в современном мире.

 

1.         Что такое наука? Каковы критерии научности?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.303

·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства.

Критерии научности:

научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;

объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги - идеализированные объекты;

важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;

научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий;

научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;

наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы, по которым эти явления существуют.


2.         Особенности постнеклассической науки.

Во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития.

Объектом постнеклассической науки являются сложные саморазвивающиеся системы, природные комплексы, включающие человека. Основная особенность таких объектов обозначается термином "человекоразмерность". Ключевые идеи постнеклассической науки - это нелинейность, коэволюция, самоорганизация, идея глобального эволюционизма, синхронистичности, системности. Реальность характеризуется на основе двух взаимодополняющих подходов - системного и исторического: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

Если обобщить черты постнеклассической науки, то можно сказать, что постнеклассическая наука характеризуется экологизацией мышления, разрушением мифа о всесилии науки, иным способом объяснения мира, где истина конструируется, а не предстает как слепок объекта. Происходит переход от статического, структурно ориентированного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс. Синергетика - одна из тех междисциплинарных областей, где формируется новый эпистемологический горизонт. Уже потому, что онтология синергетики - это онтология целостного мира, синергетика диалогична. Как будет показано в следующем разделе, суть синергетики - в ее коммуникативной ориентации.

Раздел III.

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 12. Человек как предмет философского анализа.

 

1.         В чем состоит господствующее понимание человека в эпохи Античности, Средневековья, Нового времени?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Историческая эпоха философии

Что такое человек?

Античность

Микрокосмос

Душа+тело} Душа есть проявление идеи (Платон)

Душа – это форма человека (Аристотель)

Средние века

Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.

Новое время

Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант)

Проявление общественных отношений (Маркс)

Существо волевое и страстное (Ницше)


 2.        Каково содержание понятия антропосоциогенеза?

Источники:

·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек, и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона «об орангутане». Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.

В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.