Среди организаций, совмещающих функции обеих типов, можно назвать Санкт-петербургское азербайджанское общество "Даяг", главной целью которого была организация помощи беженцам из зоны карабахского конфликта. Им помогали в поисках жилья, получении официального статуса, оформлении документов, обеспечивали при необходимости переводчиком. Основной формой мероприятий являются чаепития, где члены общества не только обсуждают свои проблемы, но просто общаются на родном языке в комфортной для них ситуации. Здесь же стоит упомянуть Некоммерческое партнерство развития образования "Новая еврейская школа" (неофициальное название "Педагогический клуб"), организующее издание журнала, пособий, проведение семинаров и консультаций и т. п. Помимо этого, в педагогическом клубе собираются люди, которым приятно находиться вместе и общаться на профессиональные и непрофессиональные темы.
В ходе развития организации ее функции могут изменяться, из экспрессивной она может превращаться в инструментальную и наоборот. Так, татарские организации возникли из групп, где люди просто общались, знакомилась молодежь, отмечали праздники. По мере роста интереса татар к своей культуре во второй половине 1980-х гг. возникают группы, преследующие инструментальные цели: пропаганда своей культуры, изучение языка и т. д.
В качестве особой разновидности этнических организаций Дженкинс предлагает выделять этнические агентства - организации, состоящие в основном из оплачиваемых профессиональных работников, а не из добровольцев. Причем, финансироваться эти организации могут как из общественных, так и из частных фондов [29, p. 10]. В то же время, этнические агентства являются бесприбыльными организациями. К числу таких агентств в Петербурге можно отнести лишь этнические периодические издания, Петербургский еврейский университет и ульпан "Халом".
Канадский исследователь Бретон вводит понятие "институциональной полноты" этнической общины. Идеальным проявлением этого феномена является этническая община, способная за счет широкого спектра собственных формальных организаций (религиозные, образовательные, политические, религиозные и т. д.) удовлетворить потребности в обслуживании всех своих членов [30, p. 194]. Бретон делает следующие выводы: "Лидеры (этнических, - Б.В.) организаций заинтересованы в существовании этих организаций и будут пытаться разными путями усилить этническую идентичность таким образом, чтобы сохранять число своих членов настолько большим, насколько это возможно"; значительное сокращение или прекращение притока мигрантов приведет к постепенному сокращению численности этнической группы благодаря ее интеграции с коренным населением страны. "Со временем, - а оно может быть довольно длительным, - сами этнические организации исчезнут или утратят свою этническую идентичность, завершив жизненный цикл [этнической] общины" [30, p. 205].
Большинство из ныне существующих этнических общин весьма далеки от институциональной полноты. Ближе всего к ней еврейская и финская этнические группы. Благодаря организационной и финансовой помощи иностранных еврейских организаций еврейская община смогла образовать целую сеть. Сюда входят пять детских садов, шесть общеобразовательных и пять воскресных школ, Педагогический клуб, Петербургский еврейский университет, Общество по преподаванию еврейских языков "Халом", спортивное Общество эстетики и физической культуры "Маккаби" (его представители неоднократно занимали призовые места на городских и прочих соревнованиях), четыре благотворительные организации (они располагают единым банком данных на 35 тыс. человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), шесть религиозных общин (по идеологической направленности есть и крайне консервативные, и очень либеральные), санкт-петербургское отделение Российского еврейского конгресса (оно объединяет бизнесменов, которые выступают спонсорами многих благотворительных, образовательных и др. проектов), национально-культурная автономия, несколько общинных центров, две "крышевые" организации (Еврейская ассоциация Санкт-Петербурга и Федерация еврейских организаций) газету "Ами" и журнал "Новая еврейская школа".
Организации ингерманландских финнов получают грантовую помощь для осуществления своих проектов от финских государственных и прочих организаций. Главным их партнером является Министерство труда Финляндии, которое финансирует Центр трудоустройства "Инкерин Лиитто", культурный центр в Гатчине, переподготовку преподавателей финского языка и приобретение учебной литературы. "Инкерин Лиитто" издает газету Inkeri. Вообще же "Инкерин Лиитто" объединяет всех ингерманландских финнов Петербурга и области и имеет сложную структуру. Петербургский "Инкерин Лиитто" является отделением этой организации. Существуют также Колпинское, Стрельнинско-Ломоносовское, и Пушкинское ("Венъёки") отделения. Петербургская городская национально-культурная автономия финнов "Ингрия" была учреждена в 1998 г. "Инкерин Лиитто" и Сестрорецко-Зеленогорским отделением этой же организации, которое позже прекратило свое существование. Автономия ведет лишь культурную работу, а также представляет ингерманландских финнов в "Лиге наций", объединяющей городские национально-культурные автономии. В сентябре 2000 г. ингерманландские организации имели 25 учителей, преподающих финский язык в 37 учебных группах и двух детских садах. Финский язык преподается также в в детских летних лагерях. В Пушкине действует Ингерманландская земледельческая школа, которая также издает нерегулярно выходящий журнал Maatalousviesti ("Сельскохозяйственные вести"), статьи в котором публикуются на финском, русском и английском языках. "Инкерин Лиитто" помогает четырем домам престарелых; оказывается также помощь престарелым финнам-ингерманландцам при ремонте домов и приватизированных квартир.
Инструментальные организации можно классифицировать по основным направлениям их деятельности:
1. Этноконфессиональные. Сюда можно отнести все еврейские и армянские религиозные организации, а также различные некатолические христианские приходы, проводящие богослужение на национальных языках.
2. Правозащитные. Пока к этой группе можно отнести лишь Центр им. Гарольда и Сельмы Лайт. Но он постепенно эволюционирует в сторону защиты прав всех этнических меньшинств и утрачивает характер этнической организации. Сейчас в рамках ЕАСП формируется новый правозащитный центр.
3. Образовательные и просветительные. Прежде всего, это детские сады, школы и воскресные школы, организованные этническими обществами (существуют у евреев и татар; ранее была воскресная школа у украинцев; по непроверенным сведениям, какие-то формы школ имеются у армян, поляков и немцев). Сюда же можно отнести Петербургский еврейский университет, языковые курсы (ульпан "Халом"; одно время языковые курсы были у татар и армян). Кроме того, Белорусское общественно-культурное товарищество Санкт-Петербурга и Азиоевропейский трансконтинентальный альянс булгар (АТА Булгар), которые занимаются в основном просветительской деятельностью.
4. Издательские. Еврейская культурно просветительная организация (ЕКПО) "Народ мой", главным делом которой является издание газеты "Ами". (Издательство журнала "Новая еврейская школа" является также одним из вспомогательных направлений деятельности Педагогического клуба).
5. Спортивные. Наиболее сильно в этом плане общество "Маккаби". Помимо физкультуры и спорта оно уделяет некоторое внимание поддержке музыкальных коллективов (сейчас это Дуэт "Маккаби" в содружестве с композитором Тимуром Коганом), проведению еврейских праздников и др. Татарское общество "Ватан" с переездом его бывшего руководителя в Казань отчасти свернуло свою работу, хотя продолжает уделять внимание пропаганде национальных видов борьбы и организует спортивные мероприятия на сабантуях.
6. Молодежные и студенческие. Татарское общество "Юлдаш" занято работой среди молодежи. Клуб "Гилель" объединяет студентов-евреев.
7. Клубные. Один из членов товарищества им. Шевченко организовал клуб "Валентин", который размещается в районе станции метро "Выборгская". По субботам там проводятся "вечорниці". Санкт-Петербургское татаро-башкирское общество "Чишма" проводит встречи с интересными людьми, чаепития, отмечает праздники.
8. Благотворительные. По нашим данным, подобные организации пока есть лишь у евреев, и действуют они в основном благодаря финансовым поступлениям из-за рубежа и энтузиазму волонтеров. Крупнейшая из этих организаций - Хэсэд Авраам. Следующая по размерам - Благотворительный фонд "Ева". При Санкт-Петербургской еврейской религиозной общине, которая размещается в Большой хоральной синагоге, действует Благотворительный центр. Наконец, недавно появился Сефардский центр, который также начинает благотворительную деятельность. В Управлении юстиции Санкт-Петербурга зарегистрирован Санкт-Петербургский армянский союз милосердия.
7. Спонсорские. Санкт-Петербургское отделение Российского еврейского конгресса объединяет бизнесменов, которые жертвуют средства на поддержку многих образовательных и благотворительных программ. Существует также "Клуб эстонских предпринимателей".
8. Национально-культурные. Нам известно о существовании азербайджанской, армянской, башкирской, еврейской, ингушскгой, корейской, латышской, литовской, татарской, украинской, финской автономий. Они пытаются осуществлять представительские функции и объединить под своей эгидой все организации конкретного этноса.
9. Полифункциональные. В это категорию можно включить Украинское национально-культурное объединение им. Тараса Шевченко, Санкт-петербургское азербайджанское общество "Даяг" и многие другие организации.
Заключение: основные этапы развития этнических организаций
Перед иммигрантскими меньшинствами на разных этапах их развития стояли разные задачи. Первоначально представители меньшинств должны были интегрироваться в принимающее сообщество и пройти процесс аккультурации. Сюда входит изучение нового языка и культурных особенностей принимающего общества, овладение новыми профессиями, повышение уровня образования. В этот же период ведется борьба с дискриминацией и предубеждениями, направленными против новых мигрантов. Успешно пройдя этот этап (обычно он распространяется на первые два поколения мигрантов), этническая группа пытается найти механизмы самосохранения перед лицом нарастающей ассимиляции. Создаются различные общества, где обучают языку предков тех людей, для кого родным является уже язык принимающей страны или региона. Делаются попытки превратить существующие у группы институты в орудие борьбы с ассимиляцией. Наконец, после того, как эти попытки проваливаются (это обычно относится к четвертому и последующим поколениям мигрантов), появляется то, что Херберт Ганс называет символической этничностью [31]: человек относит себя к какому-либо этническому меньшинству, но кроме знания о своем этническом происхождении, каких-либо иных характеристик, присущих данному меньшинству, он уже не имеет.
Страницы: 1, 2, 3