Рефераты. Этнические организации в Санкт-Петербурге

Этнические организации в Санкт-Петербурге

Этнические организации в Санкт-Петербурге

Б.Е. Винер

Термин "этнические организации" пока не получил распространения в отечественной научной литературе. В последние годы много говорится о "национально-культурных организациях". Главной целью последних обычно является обеспечение возможностей для общения соплеменников, популяризация культуры этнической группы, восстановление ее утраченных элементов; в ряде случаев они вступают в диалог с местными или центральными органами власти по политическим и прочим вопросам. Но есть организации, для которых этническая принадлежность их членов чрезвычайно важна: этнические политические партии, землячества, организации этнического бизнеса (рестораны, мелкие производственные предприятия), этноконфессиональные и т. п.1

Сам термин "национально-культурные организации" может вводить в заблуждение. Дело в том, что прилагательное "национальный" и производные от него слова несут двойную нагрузку. "Национальный" может выступать синонимом как слова "государственный" ("национальные интересы России"), так и слова "этнический" ("национальный состав России"). Поэтому термин "этнические организации" более применим к тем образованиям, которые создаются этническими меньшинствами в России, чем термин "национально-культурные организации".

Социологическая литература по этническим организациям довольно скудна. Вызвано это, на наш взгляд, как сравнительной молодостью этносоциологии, так и небольшим количеством специалистов и выделяемых им ресурсов. Несколько больше данная тематика привлекает историков. Так, в Санкт-Петербурге историей подобных организаций занимаются Т.М. Смирнова, Н.М. Романова и В.В. Михайленко [9-11]. Но эта работа ведется, в основном, по архивным источникам, охватывающим преимущественно период до 1989 г.

В английском языке организации, аналогичные по своей сути национально-культурным, обозначаются как ethnic associations2. В 1940-1970 годах антропологи собрали богатый материал о добровольных организациях (voluntary associations), в основном, в странах Черной Африки. Часть этих организаций объединяла членов отдельных линеджей, кланов, племен или носителей определенного языка. Антропологов интересовал, прежде всего, процесс адаптации сельского населения к жизни в условиях быстро растущих африканских городов. К сожалению, эти наблюдения мало что дают для изучения этнических организаций в современном европейском мегаполисе [13]. В 1960-1970 гг. американские социологи изучали некоторые аспекты деятельности этнических организаций в США. Но в основном их интересовало, имеются ли существенные различия в членстве этнорасовых групп населения США в добровольных организациях [14].

Во второй половине ХХ века миграционные процессы в Западной Европе привели к появлению такой новой социальной категории, как гастарбайтеры. Последние начали создавать организации для защиты своих интересов. Европейских обществоведов интересуют не столько проявления этничности в этих организациях, сколько их социально-политические требования и возможность реализации этих требований (см., например, [15]). Однако традиционный вопрос об интеграции иммигрантов в новом для них обществе также оказывается в поле зрения исследователей [16]. В публикации [17] имеется обзор парадигм этничности. Статья Харрис [18], содержащая схему теории религиозной конгрегации, дает надежду на возможность построения теории этнической организации. Некоторые шаги к построению этой теории на основе собственного полевого материала и сведений в научной литературе предприняли Лундберг и Сванберг [19].

Данные и методы

Сбор информации по этническим организациям в Петербурге3 проводился с целью получить предварительные сведения о ситуации. Гипотезы о природе этнических организаций и различиях между ними не выдвигались. По данным Управления юстиции города и информантов, а также из справочника [20], в настоящее время в городе насчитывается примерно 100-120 зарегистрированных и незарегистрированных этнических организаций и их объединений. Точное их число назвать невозможно, поскольку отсутствует достоверный перечень незарегистрированных организаций; иногда одни и те же люди регистрируют под разными названиями фактически одну и ту же организацию; в качестве самостоятельных могут регистрироваться структурные подразделения более крупных организаций; наконец, есть организации, которые, формально существуя, фактически уже давно прекратили свою деятельность. Эту картину усложняют и довольно частые изменения названий организаций.

Главный метод исследования - интервью с лидерами и активистами этнических организаций. Всего с февраля 1999 г. по сентябрь 2000 г. получено 48 интервью от представителей тринадцати этнических групп (по одному от ассирийцев, коми, курдов, марийцев, ингерманландских финнов, крымских татар, чувашей, шведов, два - от белорусов, три от корейцев и украинцев, шесть от азербайджанцев и татар и двадцать от евреев); при этом получены подробные сведения о 45 организациях (по одной ассирийской, коми, крымско-татарской, курдской, марийской, и шведской организации, двум белорусским, трем корейским и украинским, четырем азербайджанским и финским, пяти татарским, шестнадцати еврейским). Для сравнения взяты дополнительно два интервью у представителей неэтнических организаций. Несовпадение числа информантов и организаций вызвано тем, что в ряде случаев некоторые организации были представлены несколькими информантами, часть информантов рассказали сразу о нескольких организациях, в которых они состоят.

Особенности возникновения и направления деятельности этнических организаций в Санкт-Петербурге в конце двадцатого века4

В 1930-е гг. в ставшем классическим исследовании "Янки-сити" Уорнер и Сроул обратили внимание на корреляцию между развитием форм этнических ассоциаций и временем поселения мигрантов в изучаемом ими городе. Оказалось, что первоначально иммигрантские организации в Янки-сити существовали в виде неформальных ассоциаций, в дальнейшем из них произошли формальные ассоциации [22]5.

Гордон и Бабчук предлагают различать ассоциации с экспрессивными и инструментальными функциями. Основной целью первых является общение, совместное проведение досуга. Деятельность вторых направлена на создание или изменение каких-либо нормативных условий. Гордон и Бабчук полагают, что могут также существовать ассоциации, совмещающие обе эти функции [25].

Данные нашего исследования подтверждают эти положения. Многие этнические организации формируются на основе неформальных групп, которые существовали длительное время до регистрации. Так, татары начиная с 1950-х гг. проводили танцевальные вечера, встречи в кафе. Позже они начали ежегодно отмечать сабантуй. В 1988 г. возникла Группа изучения катастрофы восточноевропейского еврейства, существующая до сих пор без регистрации. Несмотря на относительную несложность процедуры юридической регистрации, не все неформальные группы в ней заинтересованы; иногда они даже отказываются от процедуры перерегистрации в Управлении юстиции Санкт-Петербурга6.

К экспрессивным организациям, для которых совместная деятельность является самоценностью, относятся Санкт-петербургский чувашский культурный центр им. Сеспеля Меши, Санкт-петербургский центр марийской культуры, Санкт-Петербургскую национально-культурную корейскую автономию и Санкт-Петербургское коми землячество Неватас. Среди приоритетных задач руководители этих организаций называют встречи соплеменников, поддержание связей с этнической родиной, совместное проведение этнических праздников (чуваши особое внимание уделяют празднику акатуй, а марийцы - празднику ага-пайрем, во многом похожим на татарский сабантуй). К экспрессивным организациям можно отнести и Украинскую медицинскую ассоциацию Санкт-Петербурга, входящую в Украинское общественно-культурное объединение имени Тараса Шевченко. Она была создана по образцу украинских врачебных организаций в странах Северной и Южной Америки. Возникновение подобных обществ там было вызвано незнанием местных языков украинцами и высоким уровнем безработицы среди врачей-украинцев. Петербургская организация предназначена для оказания своим членам психологической поддержки.

Целью инструментальных организаций является создание условий, благоприятных для жизнедеятельности этнических групп. К чисто инструментальным организациям, у которых практически отсутствуют экспрессивные функции, в Петербурге можно отнести Национально-культурную автономию татар, Центр правовой помощи им. Гарольда и Сельмы Лайт, Санкт-Петербургское общество изучения еврейских языков "Халом", созданный ингерманландскими финнами Центр трудоустройства "Инкерин Лиитто", азербайджанское ООО "Инам-Доверие", азербайджанскую газету "Только вместе", татарскую газету "Нур", корейский журнал "Корёсарам" и Еврейскую культурно-просветительную организацию "Народ мой", главное направление деятельности которой - издание газеты "Ами" ("Народ мой").

Крупномасштабные мероприятия, проводимые татарской автономией охватывают всех представителей диаспоры (прежде всего, это сабантуй, хотя его празднование скорее можно отнести к экспрессивным функциям), а также осуществляет связи с властными структурами. Первичные организации (прежде всего, это Татарское общество "Нур" и Санкт-Петербургское татаро-башкирское общество "Чишма", а также несколько менее активные Татарское общество "Ватан" и Санкт-петербургский татарский молодежный клуб "Юлдаш") ведут нечто вроде клубной деятельности - устраивают встречи, религиозные и светские праздники, выступления артистов и творческих коллективов и т. д. "Нур" содействовал появлению детской воскресной школы и изучению татарского языка и арабской письменности. Эти общества совмещают инструментальные и экспрессивные функции.

Главное направление деятельности общества "Халом" - преподавание иврита. Основной контингент учащихся - люди, готовящиеся к отъезду в Израиль (по данным руководства "Халома", здесь прошли обучение 15 тыс. человек, из которых 12 тыс. уже уехали). Центр им. Гарольда и Сельмы Лайт оказывает консультационную поддержку людям, желающим получить статус беженца при эмиграции в США, ведет мониторинг ксенофобии, антисемитизма, шовинизма, расизма, участвует в просветительской работе по проблемам прав человека в их этническом аспекте. В настоящее время Центр переходит от борьбы с проявлениями антисемитизма к деятельности по защите прав представителей всех этнических меньшинств в Петербурге и на Северо-Западе и утрачивает характер чисто этнической организации.

Общество открытого типа "Инам-Доверие" представляет собой юридическое агентство, оказывающее помощь выходцам из Азербайджана, в том числе предоставляет переводчиков для судебных заседаний7.

Газеты "Нур" и "Ами" обеспечивают информационную поддержку деятельности соответственно татарских и еврейских организаций в городе, а также знакомят горожан с культурой соответствующих этнических групп. Журнал "Корёсарам" ориентирован на корейцев всех стран, входящих в СНГ.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.