Рефераты. Этапы становления философских знаний

27. Категории единичного и общего и их роль в познании


Важная роль в познании имеет категория единичного и общего. Един предмет, во всей совокупности присущих ему признаков, свойств. Черт, составляющих его количеств и качеств, определяющих и отличающих его от других предметов. Под единичным понимается также отдельный признак, свойство, черта. Общее – объективно существующая общность, а всеобщее – всеобщность реальных предметов или их признаков, свойств, черт. Для связи единичного с одной стороны и общего и всеобщего употребляется категория особенная. При этом особенная выступает для единичное как общее и всеобщее, а для общего и всеобщего как единичное, например, пшеница – единичное как культурный злак – особенная, растение – общее. Рабочий – единичное, рабочий класс – народ – общее. Единичное, особенное, общее и всеобщее существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. Они взаимосвязаны и переходят друг в друга. Например, единичные, отдельные признаки у растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а далее общими и всеобщими и наоборот, всеобщие и общие признаки могут стать особенными, в дальнейшем единичными и даже вообще перестанут. Процесс познания начинается от познания единичного, идет к познанию особенного, затем общего и всеобщего. Познание общего и всеобщего позволяет раскрывать законы природы и общества, законы есть связи общие и всеобщие, но существует и путь познания от всеобщего и общего к познанию особенного и единичного.


28. Категории причины и следствия и их роль в познании


Универсальной, всеобщей связью, существующей в мире, является причинно-следственная связь. Все имеет свою причину, а причина выражает соответствующие следствия. Причина – явление, которое вызывает другое явление, а следствие – результат действия причины. Например, причиной нагрева проводника является прохождение электрического тока, а следствие – само нагревание проводника. Причина и следствие существуют объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Причина и следствие переходят друг в друга, меняются местами. В мире вообще существует бесконечная цепь причинно-следственных связей, где причина и следствие постоянно меняются местами и переходят друг в друга. И что считать причиной, а что следствием, зависит от точки отсчета. Например, причиной отмены крепостного права в России в 1861 году явилось развитие капитализма, а отмена крепостного права, будучи следствием развития капитализма одновременно явилось причиной более быстрого развития капитализма. Причину следует отличать от повода. Повод – понятие, которое ускоряет действие причины, но не порождает ее. Например, поводом 1 мировой войны явилось убийство герцога Франса Фердинанда – наследника престола, а причиной 1 мировой войны противоречия за сферы влияния, за рынки сбыта товаров между 2 враждующими группировками (Антантой: Англия, Франция, Россия и тройственным союзом: Германия, Австро-Венгрия). Задачей науки и практики является познание причин явлений, при этом в начале надо познавать главные, основные причины, затем уже остальные.


29. Категории необходимости и случайности и их роль в познании


Необходимость-то, что вытекает из внутренней природы развивающихся предметов, явлений, процессов. Случайность-то, что непосредственно не связано с внутренней природой развивающихся процессов, предметов, явлений, может быть, и может не быть при данных условиях.

Они являются важнейшими категориями диалектики. Возможность-то, что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. А действительность – осуществленная, реализованная возможность. У идеалистов понимание возможности и действительности поставлено с ног на голову. Действительным миром является духовный мир, мир сознания, а производными являются природа и общество. Метафизики отрывают возможность и действительность друг от друга. Одни вообще отрицают наличие возможности, а другие утверждают, что все возможно и ничего невозможного нет. С позиции диалектико-материалистической философии и возможность и действительность вызываются объективными процессами. Возможность и действительность взаимосвязаны. Возможность – момент развития, а действительность – итог, результат развития, возможность переходит в действительность, а новая действительность создает и новые возможности. Возможность подразделяется на: 1. конкретную, реальную. 2. абстрактную, формальную. Конкретная, реальная возможность – возможность, которая связана с конкретными условиями места, времени, пространства, необходимыми для ее перехода в действительность. А формальная, абсолютная возможность – возможность, не связанная с конкретными условиями места, времени, пространства, необходимыми для ее перехода в действительность. Например, полет человека в космос, на другие планеты в условиях феодализма – абстрактная, формальная возможность. В настоящее время это не только реальная возможность, но и действительность. Человек, группа, коллектив, общество, государство должны ставить перед собой для решения прежде всего конкретные, реальные возможности. Но в тоже время, не забывая и о более отдаленных, абстрактных возможностях. В условиях общественного развития для превращения возможности в действительность необходимы объективные условия с одной стороны, но и объективный фактор с другой. Например, для победы социальной революции необходима объективная экономическая основа – конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Необходима революционная ситуация, которая характеризуется 3 основными моментами: 1. верхи не могут так дальше управлять по-старому, а низы не могут так дальше жить по-старому. 2. обострение выше обычного нужды народа. 3. рост активности народных масс. Субъективным же фактором социальной революции является готовность передового класса или классов, его политической партии, если такая существует, вождей поднять народна революцию, довести ее до победы, до завоевания политической власти.


30. Категории содержания и формы и их роль в познании


Каждый предмет имеет содержание и форму. Содержание – совокупность всех частностей, всех элементов предмета. А форма – организация содержания. При этом внутренняя форма – внутренняя организация содержания, а внешняя – это внешняя организация содержания (внешний вид предмета). Так содержанием книги являются мысли, идеи, которые в ней изложены, внутренней формой книги является сюжет, стиль, а внешней формой книги внешний вид. Во взаимосвязи содержания и формы действует философский закон об определяющей роли содержания по отношению к форме и соответствии формы с содержанием. Это значит, что главной причиной изменения и развития формы является изменение и развитие содержания. Нормальным же состоянием во взаимосвязи содержания и формы является такое состояние, когда форма соответствует содержанию. В этом случае предмет, система, объект нормально функционируют и развиваются. Если же форма не соответствует содержанию, например, отстает от развития содержания или наоборот, забегает вперед в своем развитии, когда еще не дозрели до этого условия, то это является тормозом в развитии содержания. Содержание и форма взаимосвязаны и переходят друг в друга. Например, содержанием способа производства являются производительные силы, а его формой – производственные отношения, а производственные отношения в свою очередь являются содержанием для социально-политического строя общества.



31. Категории сущности и явления и их роль в познании


Наряду с содержанием предмет имеет еще сущность всех содержаний предмета является совокупности всех его частей, элементов, сторон, то сущность – основные, внутренние, которые характеризуют данный предмет и отличают его от других. Сущность и явления за явлением ^ форма обнаружения сущности. Они взаимосвязаны. Сущность обнаруживает связь через явления, а каждое явление существенно. Процесс познания начинается с познания явлений и идет к познанию в начале неглубоких сущностей, а затем самых глубоких сущностей. Задачей науки и практики является познание сущности предметов, процессов, систем и т.д., ибо познание сущности ведет к познанию законов природы и общества, т.е. законов связи в сущности предметов или между сущностями различных предметов.


32. Философское учение о познании. Познание и диалектика. Знание и вера


Проблему познания по-разному решают различные мировоззренческие направления. С позиции объективного идеализма Гегеля объективный дух в процессе саморазвития сам познает себя, а люди в этом процессе выступают как пассивная сила. Представители субъективного идеализма, Юм, Кант, Мах, Авенариус – агностики, отрицают познаваемость объективного мира. Они считают, что мы можем называть только лишь наши ощущения и решили наше сознание в целом. Метафизические материалисты рассматривают познание как пассивное отражение действительности. На человека из внешнего мира действуют внешние раздражители, которые чисто механически отражаются в сознании человека. С позиции диалектико-материалистической философии познание – познание объективного мира, материи, а потом уже наших ощущений, нашего сознания в целом. Познание представляет из себя активно-творческий процесс, т.е. с помощью познания мы проникаем вглубь, в сущность предметов, явлений природы и общества Открываем законы природы и общества и используем их в своей практической деятельности. С точки зрения диалектико-материалистической философии непознаваемых вещей в принципе не существует, а есть лишь вещи, непознанные на данный, конкретный период времени. Мы познаем мир, прежде всего, с помощью наших ощущений, а наши ощущения являются копиями, фотографиями, снимками отраженных предметов, поэтому люди познают в целом мир правильно. Основой познаний выступает общественно-историческая практика. Она представляет собой материально-предметную деятельность; направленную своим воздействием, прежде всего, на природу, а также и на общество. Условия жизни людей. Ее главным элементов является труд людей в сфере материального производства. Она включает в себя опыты, эксперименты, научные наблюдения, деятельность людей, направленную на изменение общественных условий их жизни, т.е. в нее входит классовая борьба, войны, революции, народные движения общественно-историческая практика в процессе познания выполняет троякую роль: 1. она является сферой приложения наших знаний. 2. она является движущей силой процесса познания. 3. она является критерием истины, т.е. истинное знание от ошибочного мы отличаем с помощью практики. Практика тесно связана с теорией, но во взаимосвязи практика – теория определяющим элементом выступает практика, ибо прежде всего потребности практики вызывают появление новых теорий, но теория не мертва, не пассивна, а активно влияет на практику. Передовые теории (научные) способствуют развитию практики, а реакционные (ненаучные) тормозят развитие практики и общества в целом.


33. Основные ступени и формы в познании человеком мира


Познание представляет из себя сложный процесс проникновения вглубь, в сущность предметов, явлений, систем. В этом процессе выделяют 2 основных ступени: чувственное познание и рациональное – познание более сложной ступени. Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств. Оно существует в 3 основных формах: ощущений, восприятий и представлений. Ощущения представляют из себя отражения отдельных праздников, предметов, процессов, явлений. Восприятия – отражение целостных предметов, а представление – воспроизведение в сознании человека чего-то ранее отражаемого. В представлениях уже присутствует элементы вымысла; творческого воображения, представление явлений уже как бы переходной ступенькой от чувственного познания к рациональному. Чувственное познание характеризуется 2 основными чертами. Во-первых, оно является наглядным. Предметным. Во-вторых, с помощью форм чувственного познания мы познаем лишь внешние стороны предмета, но не можем проникнуть в глубь, в сущность их. Рациональное познание или абстрактное (теоретическое, логическое, понятийное) – отражение действительности с помощью разума. Рациональное познание также существует в 3-х основных формах понятий, суждений и умозаключений. В понятиях отражаются общие и существенные признаки предмета. В суждениях уже присутствует 2 или несколько понятий, с помощью которых утверждается или отрицается какая-либо мысль. В умозаключениях уже присутствуют 2 или несколько суждений, с помощью которых путях гармонизации его отношения с природой. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендовать на объективность, достоверность, истинность.

Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (Ленин).

История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории: развитие техники революционизирует науку. Кроме того, механизм обратной связи позволяет осуществлять такую взаимокорректировку теоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике ее функцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания и социальной практики. Так, в домарксистской философии, как известно, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом, существенной особенностью которого было то, что деятельность, творческая активность ограничивалась лишь сферой духа. Согласно Гегелю, практика есть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под практикой деятельность, обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом. Например, У. Джемс относил к практике «религиозный опыт», то есть сугубо духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма также сводят практику к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности. Коренной порок идеалистического понимания практики состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного ее момента.

Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое диалектическое единство.


36. Понятие научного метода. Классификация методов познания


Метод означает путь, способ познания действительности. Под методом понимается также совокупность приемов, которые используются при познании действительности. Методы существуют разные. По объему, цо широте их можно подразделить на 3 основные группы: философские, общенаучные, частнонаучные методы. Философским методом является диалектика. Из нее вытекает ряд требований, которые должен выполнять любой исследователь. 1. предметы, явления, процессы надо рассматривать в их взаимосвязи и в взаимовлиянии друг на друга. 2. предметы, явления, процессы надо рассматривать в их движении, развитии и при этом в единстве постепенных количественных изменений и коренных качественных изменений. 3. необходимо раскрывать внутренний источник, внутреннюю причину изменения, движения, развития предметов, явлений, процессов, которыми являются внутренние противоречия. Кроме этого все законы, категории диалектики являются всеобщими философскими методами исследования. Чтобы изучать противоречия, надо знать, что такое противоречия, какие они бывают. Общенаучные методы – методы, которые используются во всех науках или в большинстве наук, например, наблюдение как целенаправленное восприятие чего-либо, сравнение как сопоставление предмета или их, признаков, свойств, черт на основе сходства или различия, анализ как реальное или мыслимое разложение предмета, объекта на составляющие его части, элементы и изучение этих частей по отдельности, синтез как реальное или мыслимое соединение частей в единое целое и изучение этого целого для получения глубоких знаний, эксперимент как постановка объекта в специально созданные условия с целью выявления как он поведет себя в этих условиях, моделирование как изучение объекта на специально созданной модели, которая является аналогом этого объекта. Т.о. научные знания об этом объекте в целом, индукция как движение мысли от частного к общему, как выведение общих положений на основе частных знаний, дедукция – получение частных знаний на основе общих научных положений. И другие общенаучные методы. Кроме того каждая частная наука имеет свои собственные методы. Для получения глубокого знания надо использовать все – методы и применять их правильно.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.