21. Противоречия – источник развития. Сущность закона единства мира, борьба противоречий
Диалектика – философское учение (составная часть философии) о всеобщих взаимосвязях, существующих в мире, о всеобщем изменении, движении, развитии, о наиболее общих законах развития природы, общества, познания, мышления: 1. закон единства и борьбы противоположностей. 2. закон перехода количественных и качественных изменений. 3. закон отрицания отрицания. Самый основной из них закон единства и борьбы противоположностей, ибо он раскрывает причину, источник любого движения, изменения, развития. Этой причиной являются противоречия. Чтобы раскрыть сущность этого закона надо рассмотреть его характерные категории, тождества, различия, противоположности, противоречия. Тождество – отношение вещи самой к себе и к другим вещам, сторонами которого являются свойства силы и тенденции, совпадающие друг с другом. Различия – отношение вещи самой к себе и к другим вещам, сторонами которого являются свойства силы и тенденции, не совпадающие друг с другом. Для метафизиков предмет, вещь всегда тождественна сама себе, а различия, противоположности, противоречия они видят только меду различными вещами. Для диалектико-материалистических философов предмет тождественен и равен самому себе и. одновременно не равен, не тождественен самому себе. Предмет тождественен, равен самому себе постольку, поскольку он сохраняет себя как данный предмет, свои черты, признаки, структуру, но предмет не равен самому себе постольку, поскольку он все время изменяется. Для диалектико-материалистических философов каждый предмет есть единство тождества, устойчивости и различия, изменчивости. Противоположности – стороны предмета, процесса, явления, которые с одной стороны взаимно исключают друг друга, а с другой стороны взаимно предполагают друг друга, например, притягивание и отталкивание, положительное и отрицательное, наследственность и изменчивость, противоположные классы, индукция и дедукция, анализ и синтез. Противоречия – взаимодействие противоположностей, борьба противоположностей. Противоречия являются источником движения, изменения, развития и в неорганической и в органической природе, и в обществе, и в познании, и в мышлении. Например, противоречие между притяжением и отталкиванием, положительным и отрицательным электричеством, концентрацией и рассеиванием. Существует и другие. Приводит к созданию звезд, планет, галактик, т.е. к определенному развитию в неорганической природе. Противоречие между наследственностью и изменчивостью, ассимиляцией и диссимиляцией и других противоположностей ведет к развитию растительного и животного мира. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями, производством и потреблением, противоположными классами, народом и властью, народом и государством ведет к развитию общества. Борьба различных взглядов, мнений, идей, теорий развивает знание.
22. Основные типы противоречий
Противоречия пронизывают своими действиями и все конкретные процессы. Явления, т.е. это всеобщий универсальный закон. При этом в мире существует множество различных противоречий. Среди них в качестве основных выделяют следующие: внутренние и внешне, основные и не основные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Внутренние и внешние. Внутренние противоречия протекают внутри предмета, внешние – между различными предметами или предметом и вешней средой. Внутренние и внешние противоречия меняются местами, переходят друг в друга. Одно и тоже противоречие при данных условиях, при одной системе отсчета, является внутренним, а при других условиях – внешним. И наоборот. Например, противоречия между 2 растением и животным – есть внешнее противоречия, если рассматривать их как между разными растениями, животными. И одновременно внутренние противоречия, если их рассматривать как внутри растительного мира в целом ли как внутри животного мира. Основные и не основные. Основные – те, которые в рамках данной системы единственные, которые своим действием производят многие другие противоречия, и от разрешения которых зависит разрешение других противоречий. Например, общественным основным противоречием является противоречие между производственной силой и производственными отношениями. Другие – не основные. Главные и неглавные. Главные противоречия – те, которые самим развитием выделяются на 1 план для разрешения; другие – неглавные. Антагонистические – противоречия таких классов, социальных групп, интересы которых непримиримы и которые разрешаются каким-либо кардинальным способом. Неантагонистические – противоречия таких классов, социальных групп, у которых главные интересы совпадают, но существуют различия в других интересах.
23. Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (закон скачка) также является основным законом диалектики. Этот закон отвечает на вопросы – как идет развитие или освещает механизм этого развития. Категории: количество, качество, мера, скачок. Сталкиваясь с различными вещами, люди научились отличать эти вещи друг от друга, отождествлять или сопоставлять их. На протяжении времени Гегель дал абстрактное определение количества (бедное, абстрактное. Категория бытия). Качество – определяет бытие предмета, то, что делает предмет именно таким, а не каким другим. Здесь выступает общенаучная терминология. Ключевым понятием выступает понятие системы. На протяжении времени основные элементы, связи. Система представляет собой такое явление, в котором на протяжении определенного времени системы и подсистемы остаются устойчивыми, сохраняют основные характеристики. Чаще всего понятие качество имеет такой вид: качество – совокупность основных элементов, связей, отношений, обеспечивающих в определенный промежуток времени устойчивость и существование данной системы и вместе с тем отличающих ее от других систем. Выражается категорией качества. Качество – такая устойчивая совокупность определенных свойств. С понятием качества тесно связано понятие количество. Те связи и отношения, изменение которых в определенных границах меняют отдельные свойства и характеристики системы, но не нарушают ее качеств, называют количественными и выражающиеся категорией количества. На связь между количеством и качеством обращают внимание Древнегреческие философы. Эту связь охватывает категория мера. Мера – философская категория, выражающая органическое единство качеств и количеств определенного предмета или явления. В истории философии категорию меры разрабатывал Гегель. Он показал, что отдельна абстракция. В совокупности они – целое. Каждому качеству присуще определенное количество. Но одна их изменчивость ограничена их пределами. Эти границы есть мера. Мало сказать, что мера – единство количества и качества, а также она – суть границ. Она связана с сущностью явления. В чем суть диалектики этого закона? Диалектику эту можно показать на примере одной из категорий или неразрывной связи друг с другом, но чаще всего освещается диалектика через понятие скачка. Путь развития – не прямая гладкая линия, ее изгибы – узлы, завязывающие все новые закономерности – узловая линия мер (по Гегелю) переход от одного качества к другому, посредством нарушения меры – скачок. С точки зрения диалектики процесс развития – противоречив – оно характеризуется как единство прерывного и непрерывного. Скачок – перерыв постепенности в развитии. Существуют разные виды скачков: внутренний, внешний, длительный, мгновенный. Но не всякий скачок порождает новые качества. Положения: 1. каждое явление представляет собой единство количества и качества. 2. количественные изменения происходят постепенно, плавно, непрерывно до определенной границы. В пределах данной меры они не вызывают данного качества. Количественные изменения обратимы. Они характеризуются величиной, степенью, интенсивностью и могут быть измерены, выражены определенным числом. 3. при переходе меры количественные изменения вызывают коренные качественные изменения. Они прибавляют к образу новые качества. 4. Качественные изменения осуществляются в форме скачка, перерыва постепенности. При этом скачок не обязательно происходит в форме линейного взрыва и может занимать больший значительный промежуток времени.
24. Понятие диалектического отрицания
Закон отрицания отрицания. По этому закону идет давний спор между диалектиками и метафизиками. Он имеет вполне конкретные диалектические категории. С точки зрения метафизиков развитие-либо круговое движение, либо движение по прямой, где движение отсутствует. Диалектика отрицания развивается лучше всего характеризуется движением по спирали. Поэтому категория отрицание является характеристикой единства 2 противоположностей: появление нового и сохранение черт старого или собственно отрицания, как преодоления и преемственности. Материалистическая позиция отрицание выделяет, как процесс, при котором старые качества не подвергаются уничтожению, но при этом все ценное сохраняется и входит в состав нового качества. Вводится новое понятие, для показа положительной стороны отрицания.
25. Сущность закона отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания. По этому закону идет давний спор между диалектиками и метафизиками. Он имеет вполне конкретные диалектические категории. С точки зрения метафизиков развитие-либо круговое движение, либо движение по прямой, где движение отсутствует. Диалектика отрицания развивается лучше всего характеризуется движением по спирали. Поэтому категория отрицание является характеристикой единства 2 противоположностей: появление нового и сохранение черт старого или собственно отрицания, как преодоления и преемственности. Материалистическая позиция отрицание выделяет, как процесс, при котором старые качества не подвергаются уничтожению, но при этом все ценное сохраняется и входит в состав нового качества. Вводится новое понятие для показа положительной стороны отрицания.
26. Общие понятия о категориях диалектики
Каждая наука имеет свои понятия. Имеет свои понятия и философия. В отличие от понятий всех других наук философские понятия – самые общие и всеобщие понятия. И в философии их принято называть категориями. Категориями в философии например являются бытие, материя, сознание, противоречие, количество^ качество» мера, отрицание, истина, общественная историческая практика. Среди категорий философии выделяются парные категории. Основные из них следующие: единичное и общее, причина и следствие^ необходимость и случайность, возможность, и действительность, содержание, и форма, сущность и явление. Философские категории иногда называют не основными законами диалектики. В философских категориях отражается объективно существующее самое общее и всеобщее и самое существенное в предметах, процессах, явлениях мира. С этой стороны их изучает составная часть философии – диалектика. Философские категории являются ступеньками в познании человеком мира и всеобщими методами познания, т.е. с их помощью мы познаем мир. Например, чтобы раскрыть причину явления, надо знать, что такое причина^ чем причинная связь отличается от других форм связей, существующих в мире, от необходимости, закономерности, временной зависимости, функциональной зависимости, чем причина отличается от повода. Философские категории как ступеньки познания мира и всеобщие методы познания, изучает другая составная часть философии – теория познания или гносеология. Философские категории являются также формами человеческого Мышления, т.е. с их помощью мы классифицируем изучаемый материал, разделяем например единые и общие признаки, необходимые и случайные, внутренние и внешние, существенные и несущественные, относящиеся к содержанию предмета и его форме. Философские категории как формы человеческого мышления изучает еще одна составная часть философии – диалектическая логика, как наука о мышлении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7