Рефераты. Этапы становления философских знаний

16. Движение, как способ существования материи. Основные ее формы


Движение – способ существования материи, т.е. ее неотъемлемый атрибут, свойство. Материя существует только в движении. Абсолютно все находится в движении. Под движением в самом широком смысле слова понимается любое изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением и» целом социальной формой движения материи. Движение характеризуется следующими основными чертами: материальностью, объективностью, относительностью, противоречивостью. Материальность движения обозначает, что его источником, причиной является материя. Объективность движения состоит в том, что движение, как и сама материя не зависит от воли и сознания людей. Абсолютность движения обозначает его всеобщность, т.е. все процессы, явления находятся в движении.

Относительность же движения состоит в том, что в разнокачественных участках природы и общества движение происходит по-разному. Например, оно происходит в природе и обществе, при феодализме и капитализме и т.д. противоречивость движения состоит в том, что движение есть всегда противоречия, столкновение противоположностей, борьба, взаимодействие. Следует различать понятия движение и покой, движение и развитие. Под покоем понимается сохранение предметом, телом своего устойчивого положения относительно других предметов, тел. Но покой не обозначает ни приостановку движения, ни отсутствие его. В любых предметах существует внутреннее движение. Все они изменяются и под действием внешней среды. Все предметы, находящиеся на Земле, движутся вместе с ней вокруг оси и солнца. Т.е. движение абсолютное, оно присутствует всегда, а покой относителен временем приходящим. Под развитием большинство философов понимают восходящее движение, т.е. движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее деформируемого к более, т.е. развитие – всегда движение, но движение – не всегда развитие. Самодвижение существует в различных формах. Основные его формы были выведены еще Энгельсом. Это механическое движение, физическое, химическое, биологическое и социальное (движение в обществе) движения в настоящее время в качестве самостоятельной формы движения материи называют и другие, например, движение элементарных частиц, тепловое движение, геологическое. Между формами движения материи существуют сложные взаимосвязи. Каждая более сложная форма движения материи исторически развивалась из менее сложной. Так, социальное движение возникло на основе развития механического, физического, химического и биологического. Каждая более сложная форма движения материи включает в себя все менее сложные. Но в тоже время каждая более сложная форма движения материи структурно в качественном, плане несводима ни к одной из менее сложных, ни к совокупности менее сложных. Она функционирует уже по своим собственным законам.


17. Пространство и время, как форма существования материи


Если движение – способ существования материи, то пространство и время – форма существования материи. Это значит, что движущаяся материя существует только в пространстве и времени. Каждый предмет имеет пространственные формы и определенные черты. Выделяют как общие черты, так и различия. Общими чертами пространства и времени являются материальность, объективность, абсолютность, относительность, противоречивость, бесконечность, безграничность. Материальность пространства и времени обозначает, что пространство и время – формы существования материи. Объективность пространства и времени состоит в том, что пространство и время, как и движение и сама материя существуют независимо от воли и сознания людей, от человека и человечества. Абсолютность пространства и времени состоит в их всеобщности. Относительность пространства и времени состоит в том, что пространство и время зависят от конкретных состояний и свойств самой материи. Относительность пространства и времени в нашей части вселенной определяется конкретным состоянием материи – полем тяготения. Относительность пространства и времени доказывает теория относительности Эйнштейна. Если Ньютон считал пространство и время только абсолютным, неизменным, то Эйнштейн показал, что пространство и время не только абсолютны, но и относительны и они изменяются. Так, при больших скоростях, близких к скорости света, длина тел сокращается, а процесс течения времени замедляется. Если Эвклид считал, что сумма углов треугольника = 180 градусам, то представители неэвклидовой геометрии доказали, что сумма углов треугольника может быть меньше 180 (Лобачевский) и сумма углов треугольник может быть больше 180^(Риман). Различие между пространством и временем состоит в следующем: быть в пространстве – значит существовать, одно возле другого, одно рядом с другим, а быть во времени – значит существовать в форме последовательности: одно за другим событием. В пространстве можно перемещать тела слева направо, сверху вниз. Время же необратимо. Пространство имеет 3 измерения: длина, ширина, высота. А время имеет одно измерение, оно течет только а направлении от прошлого через настоящее к будущему.


18. Проблема единства мира в философии и естествознании


Проблему единства мира по-разному решают различные мировоззренческие направления. Идеалисты видят единство мира в духе, сознании, но первоисточником всего существующего является какое-то духовное первоначало и в этом, с точки зрения других идеалистов, единство всего существующего. Представители религии считают, что бог создан мш>и создал его единым, другого мира нет. Некоторые Субъективные идеалисты считают, что мир един, потому что он нам представляется, мыслится единым. Немецкий философ Евгений Дюринг утверждал, что единство мира заключается в его бытии, его существовании. Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал по этому поводу: «Единство мира состоит не в его бытии, хотя бытие и является предпосылкой единства мира, ибо мир должен вначале существовать прежде, чем быть единым. Действительно единство мира состоит в его материальности, а это доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным путем развития философии и естествознания». Т.е. с точки зрения Энгельса единства мира в том, что его первоосновой, первоосновой всего существующего, всех предметов, явлений, процессов является материя и в этом единство всех предметов, явлений, процессов мира. А Ленин, развивая эту мысль Энгельса, еще добавил, что единство мира также в движении. Все находится в движении и в этом единство всего существующего. Такое диалектико-материалистической понимание единства мира доказывает и наука. Спектральный анализ, например, доказывает единство земных и небесных тел. Теория клетки доказывает единство растительного и животного мира. Это единство доказывает и эволюционная теория Дарвина. Растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются в силу борьбы за существования.


19. Философское учение о сознании


Проблему сознания по-разному решают различные мировоззренческие направления. С позиции идеализма сознание – первооснова, субстанция всего существующего. С позиции метафизического материализма сознание рассматривается в основном как пассивное отражение действительности. На человека из внешнего мира действуют различные раздражители и которые чисто механически отражаются в сознании. С позиции вульгарного материализма Бюхнера, Фогта сознание представляет из себя материальное явление (разновидность материи). Они утверждали, что мозг также излучает мысль, как печень, например, выделяет желчь, т.е. они отождествляли биологические, физиологические процессы, закономерности функционирования человеческого организма и закономерности функционирования его сознания, на самом же деле закономерности функционирования сознания качественно отличаются от биологических, физиологических закономерностей. Представители гилозоизма считали, что вся материя обладает сознанием. Спиноза писал: «Камень тоже мысль». С позиции диалектико-материалистической философии сознание вторично по отношению к материи, сознание – отражение материи, но не пассивное, чисто механическое, а активно творческое, преобразующее. Если животные, например, лишь приспосабливаются к природе, то человек проникает вглубь, в сущность явлений природы и общества, раскрывает законы природы и общества и использует их в своей практической деятельности. С позиции диалектико-материалистической философии сознание не присуще всей материи, оно представляется собой свойство лишь высокоорганизованной материи, человеческого мозга и это доказывают медицина, психология, физиология, другие науки. Нарушения в деятельности мозга приводят серьезным нарушениям и в самом сознании. Человек, например, может лишиться пространственных ориентацией и вообще разума. С позиции диалектико-материалистической философии сознание имеет социальную природу своего происхождения, т.е. оно возникло в обществе и может нормально функционировать и развиваться только в обществе. Т.о. сущность диалектико-материалистического понимания сознания состоит в следующем: 1. сознание вторично по отношению к материи. 2. сознание есть высшая форма отражения действительности. 3. сознание есть функция высокоорганизованной материи. 4. сознание имеет соц-ю природу своего происхождения.


20. Понятие отражения, развитие форм отражения в природе. Возникновение сознания


Наряду с движением, неотъемлемым свойством, атрибутом всей материи является отражение. Отражение – всеобщее свойство всей материи. Оно представляется из себя любое взаимодействие тел, предметов, когда одно тело оставляет на другом свой след, отпечаток, передает свою структуру, способ поведения. В неорганической природе существует механическое, физическое, химическое отражение. Вследствие развития этих форм отражения со временем возникает качественно новое состояние в самодвижущейся материи, возникает живая, органическая природа, а простейшей формой отражения, свойственной уже для жизни, является уже раздражимость. Она представляет из себя ответную реакцию простейших организмов на внешние раздражители и которая проявляется ускорением или ослаблением обмена веществ, изменением скорости роста, пространственными перемещениями. В тоже время раздражимость – качественно более сложная форма отражения. На основе развития раздражимости появляется со временем качественно еще более сложная форма отражения – чувствительность. Возникают ощущения как отражение отдельных признаков, предметов, объектов, потом формируются восприятия как отражение уже целостных предметов, возникают представления, формируются целые комплексы представлений и ассоциаций. И возникает конкретное мышление у высших животных. У высших животных различают 2 рода действий: 1. действия-инстинкты (врожденные). 2. Действия, приобретенные в процессе опыта на основе конкретного мышления. Но у высших животных нет понятийного, абстрактного, диалектического мышления, т.е. мышления с помощью понятий, слов, есть только его зачатки. Абстрактное, теоретическое, понятийное мышление свойственно лишь человеку. Оно предполагает целенаправленную, сознательную деятельность. С точки зрения Энгельса, он опирался на позиции Моргана, 3 главных фактора вывели человека из мира животных и привели к созданию общества: труд, сознание, речь. Труд представляет из себя целенаправленную деятельность, направленную своим воздействием на природу и на общество. Главным в труде является изготовление орудий труда, накопление практического опыта. И при таком понимании труд – только человеческая деятельность. Вместе с трудом и на основе его развивались сознание и речь. Они существуют только вместе. В тоже время между сознанием и речью есть существенные различия: сознание – отражение действительности, речь – передача сознания от одних людей к другим. Так происходило возникновение и развитие форм отражения в неорганической природе и в конечном счете возникновение сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.