"Если я сомневаюсь, значит я существо не вполне совершенное, потому что полное постижение - это нечто большее, чем сомнение. Поскольку я знаю некоторые совершенства, которых у меня самого нет, то я не являюсь единственным существом, имеющим бытие, но что по необходимости должно быть некоторое другое существо, более совершенное, чем я, от которого я завишу и от которого получил все, что имею." (2).
Далее Декарт рассуждает о том, что если бы он все умел и был бы всеведущим, всемогущим и обладал бы всеми совершенствами, которые можно приписать божеству. Ведь трудно понять бога и уразуметь, что такое душа, если не можешь подняться выше того, что может быть познано чувствами. Некоторые люди привыкли рассматривать все с помощью воображения, которое представляет собою лишь определенный род мышления о материальных вещах, что все, что нельзя вообразить, кажется им непонятным.
По идее Декарта, все идеи и понятия, которые происходят от бога, должны быть истинны во всем том, что в них есть ясного и отчетливого. Но если же они в нас сбивчивы и неясны, то мы не совершенны. "Очевидно, что одинаково недопустимо, чтобы ложь и несовершенство, как таковые, протекали от бога и чтобы истина и совершенство происходили от небытия." (2).
В пятой части "Рассуждений..." речь идет об автоматах вообще и обсуждение вопроса, наделены ли животные душой или нет. Декарт утверждает, что в отличие от человека животные представляют собою автоматы, действующие лишь в силу расположения своих внутренних органов.
Декарт исходит из принципа, которым воспользовался для доказательства бытия бога и души, и не считает ничего истинным, что кажется ему более ясным и верным, чем казались прежде геометрические доказательства. Находит средство, которое по его мнению, может удовлетворительно решить главные трудности в философии. Также открывает некоторые законы и рассматривает их совокупность, находя, что открыл истины, более полезные и более важные, чем все прежде изученное и даже чем то, что надеялся изучить.
Декарт предполагает создание нового мира, если бы имел где-то в воображаемых пространствах достаточно вещества для его образования и привел бы в беспорядочное движение различные части этого вещества так, чтобы образовался хаос. Декарт предполагает, что вещество не имеет никаких форм и качеств, познание которых не было бы так естественно для нашего ума. Описывает законы, которые опираются только на принцип бесконечного совершенства бога. Большая часть материи хаоса, в силу этих законов, должна образовать нечто похожее на наши небеса и иметь сущности, положения, движений и всех разнообразных свойств этих небес и звезд. Все частицы вещества, составляющие землю, должны стремиться к центру. Описал влияние небес и светил, особенно луны (приливы и отливы); как горы, моря, родники и реки могли образоваться естественным путем.
От описания неодушевленных тел и растений Декарт перешел к описанию животных и в особенности человека. Он предположил, что бог создал тело человека подобно нашему, как по внешнему виду членов, так и по внутреннему устройству органов. Помещает объяснение движение сердца и артерий. Очень точно описывает эти процессы, ссылаясь на отчет, приведенный в сочинении английского врача. 1
Затем показано устройство нервов и мускулов человеческого тела, чтобы его жизненный дух имел в них силу двигать члены; показаны какие изменения должны происходить в мозгу.
С помощью мыслей и разума можно узнать разницу между человеком и животным. Нет на свете людей столь тупых и глупых, чтобы они были не способны связать вместе несколько слов и составить из них речь, чтобы передать мысль. Никак нельзя представить машину, которая бы имела сходство с нашим телом и подражала нашим действиям, что она расположит слова различным образом, чтобы ответить на смысл сказанного в ее присутствии, на что способны самые тупые люди.
Разумная душа должна быть тесно связана и соединена с нашим телом, чтобы возбудить чувства и желания, подобные нашим. Достаточно опровергнуто то, что
В оригинальном издании имеется на полях ссылка на сочинение Гарвея, открывшего в 1629 году циркуляцию крови.душа человека имеет ту же природу, что и у животного, и нам не на что надеяться после смерти. Наша душа, в отличие от души животных, имеет природу, независимую от тела и не может быть подвержена смерти вместе с ним, из этого можно сделать заключение о бессмертии души.
Последняя шестая часть "Рассуждений..." дает нам представление о духовном облике мыслителя Рене Декарта в его главных стремлениях, надеждах мотивах творчества. (3).
Результаты прошлых занятий, говорит он, показали, "что можно достигнуть познаний, очень полезных в жизни, и вместо умозрительной философии, которую преподают в школе, можно найти практическую философию, при помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд,небес и всех других окружающих нас тел мы могли бы использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяивами и господами природы, что желательно прежде всего для сохранения здоровья, которое является первым благом и основанием для всех других благ этой жизни." (2).
Чем больше мы познаем, тем более нам становятся необходимы опыты. Лучше сначала пользоваться теми, которые сами представляются нашим чувствам и о которых нам невозможно оставаться в неведении при малейшем о них размышлении.
Не зная простых причин, опыты могут нас обмануть, а обстоятельства, от которых они зависят, почти всегда так исключительны и скрытны, что их крайне трудно обнаружить. Продвигаясь от следствий к причинам и используя многочисленные разные опыты, можно их обратить себе на пользу.
Часто вещи, кажущиеся истинными, становятся ложными, если их изложить на бумаге и для этого необходимо более подробное их исследование.
Глава Ш. Метафизика Декарта:
субстанции и их атрибуты.
Учение о врожденных идеях и дедуктивный метод.
Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.
Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются "лишь в обычном содействии бога", от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а их субстанций.
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций -духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - се неделимость, важнейший признак материальной -делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство; желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.
Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: "если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой", или положение "из ничего ничего не происходит". Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.
С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условии возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.
Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космология и соответственно понятия души и жизни центральные в натурфилософии эпохи Возрождения.
Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.
Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у
Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.
Декарт оказался одним из творцов классической механики.
Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализаций, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным "толчком". Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой. Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума" Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-первых, он предназначен для "руководства ума" в направлении его усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной степени совершенства, искусства, смог открыть, "из-обрести", обрести из самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это, следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами методологическими, характерными для Нового времени: истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может воспользоваться "всякий ... как бы ни был посредственен его ум"; для успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение на "нас, способных познавать", и на независимый от нас объективный мир "самих вещей, которые могут быть познаны".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6