Рефераты. Декарт

Тому во  многом  способствовали  связи Декарта с французскими учеными и философами.  Особо важную роль  сыграла  завязавшаяся  в конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма показательным мыслителем и деятелем эпохи.  Окончив ту же коллегию Ла  Флеш  (на два года раньше Декарта),  Мерсенн в дальнейшем стал монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем философии и теологии и написал много трудов не только по этим  предметам,  но и по математике,  механике,  физике, музыке. Мерсенн стал организующим центром для  французских  (и  некоторых  иностранных) ученых,  с  которыми  он находился в длительной переписке (или был посредником в их переписке).  Поскольку тогда еще не было  научных журналов, такая переписка стала необходимым условием развития науки.  В дальнейшем,  во время многолетнего пребывания Декарта в Нидерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кружок ученых,  образовавшийся вокруг него,  впоследствии (уже  после смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук. Заключая  в  себе автобиографические моменты,  оно формулировало и правила морали, которых Декарт твердо решил придерживаться в своей жизни.  Названию и главной направленности этого произведения соответствовали три приложения. В них  рассматривались теоретические вопросы оптики ("Диоптрика),  метеорологические явления ("Метеоры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстрировали эффективность принципов методологии, сформулированных во II части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок исследования физических вопросов.

В IV части "Рассуждения о методе" Декарт изложил основы своей метафизики (разумеется,  в ее традиционном, аристотелевском смысле - как учения о наиболее общих принципах бытия и знания). Углубленную  их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель),  написанном на латинском языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе издание этой работы вышло в Амстердаме в 1642 г.,  а французский перевод,  опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизические размышления". В этом издании к основному тексту были приложены семь "Возражений" на него (их собрал главным образом Мерсенн,  разославший рукопись, присланную ему автором, различным философам) и "Ответы" Декарта на "Возражения".  Предусмотрительный автор, таким образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.

В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала философии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском переводе) - систематическое изложение своей философской  доктрины, включавшей  наряду с методологией и метафизикой все разделы физики - учение о телах, о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме активной  переписки,  в которой уточнялись и развивались,  многие философские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт   работал над "сочинением  "Описание человеческого тела.  Об образовании животного" (при жизни автора оно не было опубликовано).  В этом  произведенииДекарт сделал попытку применить принципы своей физики к объяснению животного и человеческого организмов.  Антропологическая проблематика, в фокусе которой было исследование телесных качеств и духовных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти души", вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.

В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме, куда  он  выехал  по настоятельному приглашению королевы Христины, которая с его помощью намеревалась учредить в Швеции Академию наук (и даже сама пыталась овладеть принципами картезианства).  Но пребывание Декарта в Стокгольме продолжалось лишь несколько  месяцев.

Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.

Прежде чем переходить к систематическому обзору  философского учения Картезия, необходимо сказать еще несколько слов о его социально-политическом содержании.

Здесь приходится констатировать довольно значительную политическую индифферентность французского философа.  В " Рассуждении  о методе  " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым,  по его мнению, людям, которые видят смысл своей жизни в различных общественных  преобразованиях,  и  тем более в ниспровержении существующего государственного устройства.  По убеждению Декарта,  много благотворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их угрожает  людям огромными бедствиями.  Содержание произведений Декарта и вся его деятельность имели первостепенное значение для будущего  формирования  во Франции условий для буржуазной революции. Характерно здесь уже то,  что, осуждая любое посягательство на существующие  социальные порядки, как и на религиозно-идеологические системы,  их освещавшие,  Декарт не только не отказывался признать свое новаторство в сфере науки, но даже подчеркивал его. В трудных вопросах науки,  писал он в "Рассуждении о  методе",  "большинство голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее,  чтобы истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с тем философ ясно сознавал социальную природу науки,  ее  жизненную необходимость  для общества.  Отсюда неоднократно высказываемая им мысль об обязанности правителей финансировать сложные  эксперименты,  без которых невозможно продвижение в научных открытиях (французское правительство в признание заслуг Декарта назначило ему пенсию, хотя ученый так ее и не получил).

Декарт продолжил ту принципиальную  линию,  которая  выражала едва  ли не главное содержание социально - философской мысли гуманистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии и  феодально-теологическому  мировоззрению  в  качестве важнейшего своего компонента включала положение о  природном  равенстве  всех людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое понятие при всей его абстрактности стало для множества  гуманистов и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма феодального общества.  Декарт не формулировал никаких социально-философских концепций.  Но,  сам дворянин, он отлично видел, что прогресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только господствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным образом - если не исключительно - естественнонаучные  знания,  ибо именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело совершенствования самой человеческой природы.

Подтверждением сказанного служит уже тот факт,  что некоторые свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой аудитории,  стоявшей за пределами цеховой учености,  носители  которой общались  между  собой  почти исключительно на латинском языке.  В "Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не свидетельствует  о  силе мыслей и человек,  выражающийся на нижнебретонском наречии,  может формулировать их более точно  и  тонко  по сравнению  с  тем,  кто прекрасно знает французский язык и владеет всеми правилами риторики.  Как в этом, так и в других своих произведениях  философ  превозносит  здравый смысл ("естественный свет" человеческого ума),  представленный в народе даже чаще,  чем среди цеховых  ученых,  как гарант эффективности открываемых истин. Эта социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии, в собственной  его  научной  деятельности  выражалась и в высокой оценке технического мастерства тех специалистов,  без золотых  рук которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты (например,  без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) . Декарт  демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отношению к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг, Жилльо,  незаурядный математический талант, он нашел время для занятий с ним,  и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейдене. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном навигатор),  узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже поразил философа своими математическими способностями. Тот начал заниматься с ним и сделал его участником своих экспериментов.

Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик коллегии Ла Флеш дошел до ее последних,  "философских" классов. Программа обучения в Ла Флеш  предполагала  еженедельные  дискуссии  - обычно на темы философии и теологии,  изучавшиеся в течение данной недели (в конце месяца устраивались еще более сложные  диспуты,  в которых  могли принимать участие и преподаватели).  Формулирование тезисов и подбор аргументов для их  обоснования  (защитником)  или опровержения  (  его  оппонентом) развивали логические способности учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдающееся искусство в точности определений и в  умении  обобщать  свою аргументацию.

Один из  главных аспектов скептицизма - неприятие догматической самовлюбленности мыслителей,  уверенных в неколебимости  всего того,  что  они  считают единственно истинным.  Возобновление этих идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по  схоластическому  догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как абсолютно незыблемым - в глазах множества современников -  цитаделям  вероисповедного  догматизма.  Другая  особенность скептицизма состояла в том,  что он подрывал (если не отвергал) всякую уверенность в возможности достичь достоверного знания и утверждал достижимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конкретных ситуациях.  По окончании коллегии, подводя итоги своего духовного развития в "Рассуиждении о методе",  Декарт писал,  что он "запутался  в сомнениях и заблуждениях",  и притом настолько,  что "все более и более убеждался в своем незнании" .  Из этого состояния  молодого  Декарта  выводило наблюдение людей в круговращениях жизни.  В том же произведении он высказал мысль, что можно встретить  "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредственно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его, если он неправильно рассудил,  чем в кабинетных умозрениях образованного человека, не завершающихся действием..."

Сильнейшим стимулом  к  научным  изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований французского  ученого первоначально была математика.  Как явствует из "Правил для руководства ума",  математические размышления переросли  в методологические,  в сущности неотделимые от философских. Однако начало философской рефлексии Декарта приходится  на  значительно более ранние годы.  Оно зафиксировано в его записях,  получивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относящейся к январю 1619 г.) Декарт пишет,  что если до тех пор он  был лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве действующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.