"тождественными" в том смысле, что принимали материю в качестве первичной субстанции. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы реальности: природу, общество и мышление.
К своеобразию марксистской философии относится единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.
Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма.
Предпосылки зарождения диалектического материализма:
1. социально - политические: 2 класса : буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.
2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.
3. Теоретические источники: французский утопический социализм
Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой покупает.
Недостатки марксизма: o Недооценка проблемы человека как индивида; o Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики; o Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии; o Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.
С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20
-50 -х гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.
11. Бытие ( от слова быть, наличествовать) - это самая широкая и абстрактная философская категория и самая бедная по содержанию.
Формы бытия: o Материальная ( первая природа - естественная материя; вторая природа - созданное человеком); o Идеальная ( субъективный дух - внутренний психический мир человека; объективный дух - формы общественного сознания).
Именно вторая природа и субъективный дух составляют бытие человека или социальное бытие.
Уровни бытия: o Актуальное - всё, что есть в действительности; o Потенциальное - всё, что есть в возможности.
Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия (потенциальный уровень). Возможность есть потенциальное бытие, действительность - актуальное бытие (актуальный уровень бытия).
Все различия в философских воззрениях касаются различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия.
Проблемы, различные решения которых определяют различия в философских воззрениях: o Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства? o Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? o Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким - либо законам, или он изменяется произвольно? o Обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?
Отсюда возникает идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т. д.
В категории бытия фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: o Субстрат - то, из чего всё сделано (тождественно понятию
"материя"). o Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые они существуют. В
18 веке под субстанцией подразумевали всё, что существует само по себе и представляется само через себя. Но впоследствии термин
"субстанция" был модифицирован, и он стал обозначать неизменную основу сменяющихся явлений.
Противоположное понятие бытию - небытие - это всё, чего нет.
12. Материя как понятие - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.
Вопрос о сущности материи затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не создавать множества трактовок материи.
Материя - это: o Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств. o Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.
Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.
Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д.
Но важнейшими свойствами являются: o пространство; o время; o движение как способ существования материи.
Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:
1. этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.
2. Этап вещественно - субстратного представления о материи.
Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.
3. Этап философско - гносеологического представления о материи.
4. Этап философского субстанциально - аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.
Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям
"вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов.
В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.
13. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.
Свойства движения: o Объективность (независимость существования от сознания человека); o Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи); o Несотворимость и неуничтожимость; o Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.
Существуют следующие формы движения: o Пространственное перемещение; o Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; o Гравитационная; o Сильное (ядерное) взаимодействие; o Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); o Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); o Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д. ); o Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне и т. д. ); o Социальная (процессы, происходящие в обществе).
14. Пространство и время являются важнейшими свойствами материи.
Пространство характеризуется протяжённостью протяжённость и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу существует 2 точки зрения: o Субстанциональная концепция - пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё (Демокрит, Ньютон); o Релятивистская концепция - пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель,
Лобачевский, Риман, Эйнштейн).
Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.
Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трёхмерность.
Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной действительности.
15. Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и первоначально оно означало искууство вести беседу, спор. Развивал это понятие Платон.
Диалектика - это теория познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления.
Существует 3 формы диалектики:
1) стихийная диалектика древних (Гераклит, Платон, Сократ).
2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии
(Кант, Шеллинг, Гегель)
3) материалистическая диалектика (Маркс).
Принципы диалектики:
1) принцип всеобщей связи.
Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.
Типы связей:
-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и многообразие;
-системные - выражают принцип системности (система и элемент);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8