1. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении.
Круг основных проблем философии:
А) онтология - учение о мире или бытии.
Б) гносеология - теория познания.
В) методология
. диалектика
. метафизика
Г) антропология
Д) аксиология - учение о ценностях.
Е) социальная философия - учение об обществе.
В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета: . старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся действительность; . традиционный - наука о первых началах или метафизика; . современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.
Функции философия ( её роль в обществе):
. мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения.
. гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира.
. методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику.
. аксиологическая - духовные ценности
. гуманистическая - воспитание гуманистических идей.
2. Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос характеризуется 2 сторонами:
. онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное или материальное- 2 направления для решения этого вопроса:
А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное
Б) дуализм
Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).
Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).
. гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир.
Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или частично не познаваем.
3. Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Структура мировоззрения:
. познавательный компонент;
. ценностно-нормативный;
. эмоционально - волевой;
. практический.
3 стороны мировоззрения:
. эмоционально - психологическая (чувства, настроения) - мироощущение;
. опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений - мировосприятие;
. познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание.
Уровни мировоззрения:
- жизненно - практический;
- теоретический - к нему относится философия.
4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой, очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания), утилитарной направленностью ( практика).
Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное, которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил, опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы восприятия, рефлексия отсутствует.
Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной принцип - свободомыслие.
5. Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6 века н. э. В её истории выделяются след. этапы:
- сократовская ( древнегреческая философия);
- классическая греческая философия;
- эллинистическая философия.
Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.).
Милецкая школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес - причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты, диалектики.
Школа Пифагора - представители занимались философско- математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно - диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты, метафизики.
Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего изменчивость и многообразие мира. Природа - носительница всего существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему, всем и через всё управляемое - материалист, диалектик.
Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия - материалисты, метафизики.
Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота - небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за друга, они образуют чувственно - постигаемые вещи - материалисты, диалектики.
Софисты - их учение вводит тему человека и сознания. Представители:
Протогор и Горгий - их отношение к философии имело утилитарную направленность. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие - это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний.
Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ,
Платон, Аристотель.
Сократ - философия его есть этический рационализм. Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия.
Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе.
Платон - в его учении можно выделить составные части:
- онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е. то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.
- Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного
Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом - объективный идеализм (Демиурд).
- Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно, а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей.
Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт мнение.
- Этику - условие нравственных поступков - истинное знание, которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая, вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости.
Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).
Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное.
Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы
- лишённые материи формы.
Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой.
Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная
(способность к ощущению), разумная.
Учение о человеке - Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию.
Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические
(волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и теоретическая.
Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ).
Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие основные течения:
- Эпикуреизм - предание удовольствию;
- Стоицизм - следование судьбе и долгу;
- Кинизм - воздержание от суждений.
Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" - невозмутимости.
6. Отличительная черта философии Нового времени (17-18 век) - обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила 2 сферы:
- То, что принадлежит повседневному, актуальному познанию человека;
- То, что принадлежит его глубинной сути, сущности.
Бэкон - "новый органон" - дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Главными препятствиями на пути познания он считал человеческое заблуждения, которые назвал идолами.
Бэкон выдвинул теорию двойственной истины, разграничив философию и теологию. Цель философии - изучение законов природы и разработка методов познания природы. Центральная часть философии Бэкона - учение о методе.
Метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта (эмпиризм).
Познание начинается с чувственных восприятий внешнего мира, но они нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты должны ставиться по методу индукции.
Рационализм Декарта - рационалистический метод - считал, что научные открытия совершаются не вследствие опыта, а вследствие деятельности ума, который направляет опыт. Ко всем наукам применял особенности математического метода познания. Основой научного метода по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8