Рефераты. Билеты по философии (БрГТУ) p> Декарту является постулат: "Я мыслю, значит, я существую", т. е. сомневаться можно во всём, но только не в своём существовании.

Выдвигая на первый план проблему познания, Бэкон и Декарт заложили основы новых философских систем и раскола действительности на субъект и объект познания, где субъект - носитель познавательной деятельности, мыслящая субстанция.

Спиноза - учение о субстанции - сторонник рационализма, противопоставляет чувственные представления (воображения) пониманию.

Чувственные представления - низший род знаний, слагается из 2 способов восприятия: o смутный опыт - даёт неполную правду; o рассудок или разум - оперирует общими понятиями и даёт достоверные знания.

Главная проблема для Спинозы - проблема взаимоотношения человека с

Богом. Бог - неисчерпаем, бесконечен, он может обличье, нести своё Слово в форме, доступной людям определённой эпохи. Бог Спинозы - это субстанция - первооснова мира, имеющая основания своего бытия в самой себе.

7. Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации

(сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой).

Философия определяется следующим: o библейским традиционализмом, ретроспективностью; o особым значением экзегетики - искусством правильного толкования и разъяснения положений Завета; o тенденцией к назидательству, учительству; o теоцентризмом - Бог в центре мира.

При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века).

Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение

Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме

Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в которой определённую роль играют элементы платонизма.

Фома Аквинский - пик средневековой схоластики. На этом этапе происходит систематическая разработка христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Центральная проблема Фомы Аквинского - гармония веры и разума - томизм. Другая проблема, которая находилась в фокусе внимания Фомы Аквинского, - это проблема существования Творца мира и человека. Бытие Бога постигается и верой и разумом. Недостаточно ссылаться только на то, что каждый верующий принимает Бога интуитивно.

8. Философия эпохи Возрождения. (14-17 века).- это период перехода от средневековья к Новому времени, когда происходит возрождение античной культуры.

Философия в этот период характеризуется следующим: o поиск жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям; o обоснование идеи доверия к естественному человеческому разуму; o заложение основ философии, свободной от религиозно - мировоззренческих предпосылок; o антропоцентризм - человек - центр мира; o гуманизм; o пантеизм - Бог растворяется в природе - переход от Бога - личности к Богу - духу.

Данте - "Божественная комедия" - человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, он есть среднее звено между тленным и нетленным.

Поэтому имеет двойное предназначение. У человека 2 "конечные" цели: o достигается в земной жизни, заключается в проявлении собственной добродетели; o достигается посмертно и при содействии божественной воли.

Петрарк - развивал идеи Данте о двойном предназначении человека - философия схоластического типа непригодна для жизненного наставления.

Салютати - главное - воспитать нового человека, обладающего способностью совершать добродетельные поступки. Это свойство вырабатывается со временем. Хотя земная жизнь и дана Богом, задача человека состоит в том, чтобы построить её в соответствии с природными законами добра и справедливости.

Кузанский, Дж. Бруно - на более высоком уровне вели поиск метафизических оснований гуманистических воззрений. Кузанский считал, что каждая вещь, в т. ч. и человек, выступает как содержащая в свёрнутом виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на другом уровне, он предназначен для творчества. Дж. Бруно лишает Солнце положения центра Вселенной, принимая гелиоцентрическую концепцию

Коперника. Центр - нигде, и он - везде. Человек - конечное земное существо - обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная часть души может быть бессмертна. Человек предназначен для творческого созидания на основе познания. Разум - способность постичь бесконечную

Вселенную.

Эразм Роттердамский - для него философия - это знание нового типа, к которому стремился Сократ, это мудрое понимание жизни. Он осуществляет перевод и критическое издание Нового завета, публикует труды отцов церкви, критикует церковные порядки, духовенство. Он жаждет великой религиозной реформы.

Мелахтон - существование общих религиозных идей - учение о постигаемой естественным разумом естественной религии.

Философия эпохи Возрождения - родоначальница автономной философии, свободной от религиозно - мировоззренческих предпосылок.

9. Немецкая классическая философия ( нач. 18 века - середина 19 века). Основные представители - Кант, Гегель, Фейербах.

Кант - первый этап творчества - докритический. На этом этапе он выступал как учёный, астроном и географ. Но основу немецкой классической философии заложила Кантовская философия критического периода после опубликования: "Критики чистого разума", "Критики практического разума",

"Критики способности суждения". Он заинтересовался проблемой субъекта, что позволяет человеку познавать мир. Эти работы представляют собой обоснование системы трансцендентального идеализма. Кант пересмотрел центральную проблему гносеологии - взаимодействие субъекта и объекта, сделав предметом философии специфику познающего субъекта. Кант поставил задачу установить различия между субъективными и объективными элементами знания о самом субъекте и впервые ставит вопрос о всеобщности субъекта.

В самом субъекте Кант различает 2 уровня: o эмпирический (опытный); o трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта).

Познание имеет 2 источника: эмпирический и априорный (доопытный).

Подлинно научные знания обеспечивают априорные формы сознания

(пространство, время, формы рассудка - понятия и категории). Кант - агностик. Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности. Теория познания по Канту: существуют вещи сами по себе (материалистический подход). Эти вещи воздействуют на органы чувств человека, порождая ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. На этой основе возникают восприятия, которые носят субъективный характер. Рассудок при помощи понятий и категорий придаёт им всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Рассудок совмещает апостериорные и априорные знания. Кант одновременно выступает как материалист и идеалист. Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.

Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием- принцип тождества бытия и мышления.

Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории.

Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит стадии: o логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы категорий; o природа - из природы возникает человек, вместе с ним - человеческий дух, который развивается сначала как субъективный дух, а затем как объективный дух.; o высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух.

Фейербах - "Человек вышел из природы как бабочка из кокона" - метафизик - человек рождается с чётким сознанием и нет никакого развития.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от последнего. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя".

Вместо этого понятия он использует понятие "природа", т. е. его мировоззрение называется натурализмом. Природа существует вечно, она независима от Бога. В центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Именно человек является субъектом в системе

Фейербаха. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же ощущений заключается в самом мире, природе.

10. Марксистская философия (конец 30- конец 40 -х гг. 19 века).

В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Маркс и

Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества.

Основные черты марксизма: o единство партийности и научности; o революционность; o гуманистичность.

Это единство трёх принципов вытекало из нового понимания практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм (материализм

Фейербаха) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания.

Практика у него - это исходный пункт, движущая сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве социально - исторических условий его функционирования. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика является сферой приложения знания. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина - соответствие наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объективной реальности.

Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.