Рефераты. Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней в системе бюджетного федерализма

инвестиционные проекты могут быть отложены в пользу осуществления

целевых инвестиций, финансовые средства для которых предоставляются

в распоряжение территориальных единиц.

5. Концентрация на финансировании в форме ассигнований, в особенности

через подчинённые территориальные единицы, приводит к тому, что не

учитываются затраты, которые последует после реализации

инвестиционного проекта.

6. Для охватывающей инвентаризации и для отдельного смешанного

финансирования необходимо принимать во внимание огромное количество

законов, постановлений, общих планов, программ, соглашений.

7. Свобода действий парламента в области принятия решений

ограничивается. Решения исполнительных органов власти относительно

смешанного финансирования, как правило, через парламент не

изменяются. Кроме того, возникают проблемы в области контроля за

расчётами в рамках смешанного финансирования.

8. В конечном итоге, если ответственность за обеспечение и

использование финансовых средств распределяется по разным лицам,

снижается стимул для экономного использования ресурсов.

Опыт США

В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня:

государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты.

Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджетов

всех уровней, но их характер очень различен. Так, доходная часть

федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых налогов, в

том числе подоходного налога с населения (примерно 45% от всех доходов

федерального бюджета), взносов по социальному страхованию (около 35%),

налога на прибыль корпораций (около 10%). Доля косвенных налогов

незначительна (акцизы - около 5%, таможенные пошлины -1.5 - 2%). Что же

касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется прежде всего за

счет косвенных налогов (налоги на продажи и акцизы); источником доходов

местных бюджетов являются главным образом местные налоги, особенно налог на

недвижимость.

В США около 2/3 налогов поступает в федеральный бюджет; остальная

часть примерно поровну распределяется между штатами и местным уровнем.

Самый крупный в США налог - подоходный на население - взимается по

прогрессивной шкале. В результате налоговой реформы 1980-х гг.

Прогрессивность этого налога была заметно снижена (максимальная ставка

упала с 70 до 33%), необлагаемый минимум - увеличен, но наряду с этим

уменьшилось количество налоговых льгот. Исчисление данного налога

производится по установленной ставке от суммы всех получаемых отдельным

лицом или семьей доходов за вычетом деловых издержек, связанных с

получением этих доходов (для свободных профессий и мелкой

предпринимательской деятельности), необлагаемого минимумом доходов,

необлагаемых расходов, подпадающих под налоговые льготы (взносы в

благотворительные фонды, алименты, расходы на медицинское обслуживание не

более 15% облагаемой суммы и др.). На практике расчеты подоходного налога

достаточно сложные и трудоемкие.

Вторая по величине статья доходов федерального бюджета - отчисления

на социальное страхование. В отличие от европейских стран (в том числе от

России), где основную часть этого взноса делает работодатель, в США он

делится пополам между работодателем и наемным работником. Ставка меняется

ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была

15.02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили

по 7.51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые

48.6% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют

строго целевое назначение. Тенденция здесь - к повышению ставок.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах

бюджета. Его основная ставка - 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация

уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% - за

следующие 25 тыс. дол. и 34% - на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в

пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в

размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное

значение для средних и малых предприятий.

Налоги на доходы корпораций взимаются также в бюджеты штатов. Ставка

обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога.

Наиболее высок этот налог в штатах Айова -12%, Коннектикут - 10.25%, в

округе Колумбия (центр Вашингтон) - 10.25%. Наиболее низкие налоги в штатах

Миссисипи - от 3 до 5%, Юта - 5%. Налог на доходы корпораций имеет большое

количество льгот.

Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное

место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из

товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и

воздушные перевозки.

Доля прочих налогов, включая налог на имущество, переходящее в

порядке наследования и дарения, и государственные пошлины очень

незначительна.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат.

Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Причем вопросы

обложения решать бывает подчас не просто. Так, штат имеет право взимать

налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории

строения или служащих.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных

доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие

здесь доходы.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с

городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются

продовольственные товары, за исключением ресторанов. Налог с продаж

применяется в большинстве штатов. Его ставка колеблется, поскольку

устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в

Колорадо и Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной

Дакоте, Айове - 4, наиболее высокая - в Калифорнии - 7.25, Иллинойсе - 8,

Нью-Йорке - 8.25%. Например, в штате Иллинойс налог с продаж распределяется

следующим образом: в бюджет штата - 6%, в бюджет крупных городов - 1% и

оставшийся 1% направляется на нужды департамента скоростного транспорта.

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую

активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового

оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2.5% и налог на фонд

заработной платы - 1.6%.

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с

граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую

активность.

В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в

федеральный бюджет, местные налоги - в местный бюджет, региональные налоги

- в региональный бюджет. Перераспределение финансовых ресурсов

осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде

дотаций и субвенций.

Опыт Швейцарии

Швейцарская конфедерация включает в себя 26 кантонов, в их состав

входит 3030 общин, представляющих собой отдельные города или деревни.

Деятельность кантонов ограничена федеральными законами лишь в немногих

областях - оборона, внешняя политика и экономическая политика всей

конфедерации. Во всем остальном кантоны самостоятельны.

Трехступенчатая система управления предполагает наличие бюджетов на

каждом уровне. Надо отметить, что по бюджету не существует никаких

законодательных актов, в отличие от других стран.

В Швейцарии, как и в других странах, применяется так называемое

финансовое выравнивание, т. е. Сильные в смысле налогообложения кантоны

передают часть своих средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое

происходит и на общинном уровне.

Около половины прямых налогов конфедерации, составляющих 20 -30% ее

доходов перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких

норм нет. Конкретные размеры перераспределения обсуждаются на совещании

финансовых директоров кантонов.

Налоговая система в Швейцарии имеет некоторые особенности, которые

отличают ее от других европейских стран. Прежде всего это автономность

кантонов в отношении налогов. Другая особенность - конкуренция среди

кантонов, так как каждый из них самостоятельно определяет налоговые ставки,

действующие на его территории. Если налоговые ставки будут повышены, то

соответственно кантон получит больше денежных средств, но, с другой

стороны, из-за налоговых ставок его население может просто переехать в

более дешевый кантон. Вот такая конкуренция между налоговыми системами

разных кантонов и является эффективным средством снижения налоговых ставок

по территории всей Швейцарии.

Налоги, которыми облагаются частные и юридические лица, не превышают

на территории Швейцарии 35%.

Главный вид налога - подоходный налог. Его размер, взимаемый с

частных или юридических лиц, составляет от 2 до 5%. Существуют косвенные

виды налогообложения, например, налог на товарооборот. Есть налоги, которые

не имеют большого значения, к примеру имущественный налог. Все эти виды

налогов существуют на трех разных уровнях: федерации, кантонов и общин.

Другой вид налога - зачетный берется, берется с оборота ценных

бумаг. Он позволяет обезопасить всю налоговую систему. Данный налог берется

с прибыли на капитал (в момент ее возникновения), но в конце года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.