инвестиционные проекты могут быть отложены в пользу осуществления
целевых инвестиций, финансовые средства для которых предоставляются
в распоряжение территориальных единиц.
5. Концентрация на финансировании в форме ассигнований, в особенности
через подчинённые территориальные единицы, приводит к тому, что не
учитываются затраты, которые последует после реализации
инвестиционного проекта.
6. Для охватывающей инвентаризации и для отдельного смешанного
финансирования необходимо принимать во внимание огромное количество
законов, постановлений, общих планов, программ, соглашений.
7. Свобода действий парламента в области принятия решений
ограничивается. Решения исполнительных органов власти относительно
смешанного финансирования, как правило, через парламент не
изменяются. Кроме того, возникают проблемы в области контроля за
расчётами в рамках смешанного финансирования.
8. В конечном итоге, если ответственность за обеспечение и
использование финансовых средств распределяется по разным лицам,
снижается стимул для экономного использования ресурсов.
Опыт США
В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня:
государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты.
Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджетов
всех уровней, но их характер очень различен. Так, доходная часть
федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых налогов, в
том числе подоходного налога с населения (примерно 45% от всех доходов
федерального бюджета), взносов по социальному страхованию (около 35%),
налога на прибыль корпораций (около 10%). Доля косвенных налогов
незначительна (акцизы - около 5%, таможенные пошлины -1.5 - 2%). Что же
касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется прежде всего за
счет косвенных налогов (налоги на продажи и акцизы); источником доходов
местных бюджетов являются главным образом местные налоги, особенно налог на
недвижимость.
В США около 2/3 налогов поступает в федеральный бюджет; остальная
часть примерно поровну распределяется между штатами и местным уровнем.
Самый крупный в США налог - подоходный на население - взимается по
прогрессивной шкале. В результате налоговой реформы 1980-х гг.
Прогрессивность этого налога была заметно снижена (максимальная ставка
упала с 70 до 33%), необлагаемый минимум - увеличен, но наряду с этим
уменьшилось количество налоговых льгот. Исчисление данного налога
производится по установленной ставке от суммы всех получаемых отдельным
лицом или семьей доходов за вычетом деловых издержек, связанных с
получением этих доходов (для свободных профессий и мелкой
предпринимательской деятельности), необлагаемого минимумом доходов,
необлагаемых расходов, подпадающих под налоговые льготы (взносы в
благотворительные фонды, алименты, расходы на медицинское обслуживание не
более 15% облагаемой суммы и др.). На практике расчеты подоходного налога
достаточно сложные и трудоемкие.
Вторая по величине статья доходов федерального бюджета - отчисления
на социальное страхование. В отличие от европейских стран (в том числе от
России), где основную часть этого взноса делает работодатель, в США он
делится пополам между работодателем и наемным работником. Ставка меняется
ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была
15.02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили
по 7.51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые
48.6% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют
строго целевое назначение. Тенденция здесь - к повышению ставок.
Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах
бюджета. Его основная ставка - 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация
уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% - за
следующие 25 тыс. дол. и 34% - на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в
пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в
размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное
значение для средних и малых предприятий.
Налоги на доходы корпораций взимаются также в бюджеты штатов. Ставка
обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога.
Наиболее высок этот налог в штатах Айова -12%, Коннектикут - 10.25%, в
округе Колумбия (центр Вашингтон) - 10.25%. Наиболее низкие налоги в штатах
Миссисипи - от 3 до 5%, Юта - 5%. Налог на доходы корпораций имеет большое
количество льгот.
Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное
место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из
товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и
воздушные перевозки.
Доля прочих налогов, включая налог на имущество, переходящее в
порядке наследования и дарения, и государственные пошлины очень
незначительна.
Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат.
Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Причем вопросы
обложения решать бывает подчас не просто. Так, штат имеет право взимать
налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории
строения или служащих.
Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных
доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие
здесь доходы.
Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с
городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются
продовольственные товары, за исключением ресторанов. Налог с продаж
применяется в большинстве штатов. Его ставка колеблется, поскольку
устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в
Колорадо и Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной
Дакоте, Айове - 4, наиболее высокая - в Калифорнии - 7.25, Иллинойсе - 8,
Нью-Йорке - 8.25%. Например, в штате Иллинойс налог с продаж распределяется
следующим образом: в бюджет штата - 6%, в бюджет крупных городов - 1% и
оставшийся 1% направляется на нужды департамента скоростного транспорта.
Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую
активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового
оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2.5% и налог на фонд
заработной платы - 1.6%.
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с
граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую
активность.
В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в
федеральный бюджет, местные налоги - в местный бюджет, региональные налоги
- в региональный бюджет. Перераспределение финансовых ресурсов
осуществляется сверху вниз путем субсидий вышестоящих бюджетов в виде
дотаций и субвенций.
Опыт Швейцарии
Швейцарская конфедерация включает в себя 26 кантонов, в их состав
входит 3030 общин, представляющих собой отдельные города или деревни.
Деятельность кантонов ограничена федеральными законами лишь в немногих
областях - оборона, внешняя политика и экономическая политика всей
конфедерации. Во всем остальном кантоны самостоятельны.
Трехступенчатая система управления предполагает наличие бюджетов на
каждом уровне. Надо отметить, что по бюджету не существует никаких
законодательных актов, в отличие от других стран.
В Швейцарии, как и в других странах, применяется так называемое
финансовое выравнивание, т. е. Сильные в смысле налогообложения кантоны
передают часть своих средств в распоряжение слабых кантонов. То же самое
происходит и на общинном уровне.
Около половины прямых налогов конфедерации, составляющих 20 -30% ее
доходов перераспределяется, хотя в законе о финансовом выравнивании никаких
норм нет. Конкретные размеры перераспределения обсуждаются на совещании
финансовых директоров кантонов.
Налоговая система в Швейцарии имеет некоторые особенности, которые
отличают ее от других европейских стран. Прежде всего это автономность
кантонов в отношении налогов. Другая особенность - конкуренция среди
кантонов, так как каждый из них самостоятельно определяет налоговые ставки,
действующие на его территории. Если налоговые ставки будут повышены, то
соответственно кантон получит больше денежных средств, но, с другой
стороны, из-за налоговых ставок его население может просто переехать в
более дешевый кантон. Вот такая конкуренция между налоговыми системами
разных кантонов и является эффективным средством снижения налоговых ставок
по территории всей Швейцарии.
Налоги, которыми облагаются частные и юридические лица, не превышают
на территории Швейцарии 35%.
Главный вид налога - подоходный налог. Его размер, взимаемый с
частных или юридических лиц, составляет от 2 до 5%. Существуют косвенные
виды налогообложения, например, налог на товарооборот. Есть налоги, которые
не имеют большого значения, к примеру имущественный налог. Все эти виды
налогов существуют на трех разных уровнях: федерации, кантонов и общин.
Другой вид налога - зачетный берется, берется с оборота ценных
бумаг. Он позволяет обезопасить всю налоговую систему. Данный налог берется
с прибыли на капитал (в момент ее возникновения), но в конце года
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8