Рефераты. Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней в системе бюджетного федерализма

Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней в системе бюджетного федерализма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФОУВПО

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

НА ТЕМУ: ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОХОДОВ

МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ В СИСТЕМЕ

БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Выполнил: студент гр. _________

Научный руководитель: _________________

ЕКАТЕРИНБУРГ 2002

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

______________________________________________________________________3

ИЗ ИСТОРИИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ (КРАТКИЙ АНАЛИЗ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

__________________________________________________________7

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ:

ПРОБЛЕМА ЧРЕЗМЕРНО БОЛЬШОЙ СФЕРЫ БЮДЖЕТНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ________9

СОХРАНЯЮЩАЯСЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ _______ 14

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ

__________________________17

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ:

ОПЫТ

ФРГ_________________________________________________________________________

___20

ОПЫТ

США_________________________________________________________________________

__24

ОПЫТ

ШВЕЙЦАРИИ__________________________________________________________________2

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_________________________________________________________________ 28

НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ __________________________________________________30

БИБЛИОГРАФИЯ

_______________________________________________________________ 31

Введение

Одной из важнейших особенностей России является наличие в её

политическом, экономическом и правовом пространстве такого понятия, как

федерализм в отношениях между центральными органами власти и органами

власти субъектов Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных

между ними исходя из принципов централизма и децентрализации. Причём это

состояние должно в свою очередь в наибольшей степени обеспечивать единство

государственных и общественных интересов, прежде всего интересов населения,

проживающего на территории субъектов Федерации и входящих в них

административно-территориальных образований.

Бюджетный федерализм как общественное понятие должен употребляться

также и в отношении унитарных государств, поскольку он характеризует в

основном экономический аспект межбюджетных отношений. Исходя из

вышеизложенного, наиболее приемлемым и более отражающим экономическую

природу этого понятия могло бы быть следующее определение: «Бюджетный

федерализм – это отношения между центральными органами государственной

власти и органами государственной власти субъектов государства, а также

органами местного самоуправления, возникающие в ходе бюджетного процесса,

основанные на разграничении бюджетных прав и полномочий в области

формирования и расходования бюджетных средств, исходя из принципа сочетания

интересов участников бюджетного процесса и населения на всех уровнях

бюджетной системы».[1] Из данного определения легко выводятся принципы

бюджетного федерализма:

соответствие финансовых ресурсов власти и управления выполняемым ими

функциям и обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов

нижестоящих бюджетов;

законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных

полномочий между центральными, региональными и местными органами власти и

управления;

наличие формализованных методов регулирования межбюджетных отношений

и предоставления финансовой помощи;

перераспределение средств между соответствующим бюджетом в целях

сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего

в административно-территориальных образованиях страны, и уменьшение степени

региональных различий в уровне социально-экономического развития;

самостоятельность бюджетов разных уровней, входящих в бюджетную

систему государства, которая предполагает самостоятельность составления,

утверждения, исполнения бюджета и контроля за его исполнением;

равноправие соответствующих элементов бюджетной системы страны в

межбюджетных отношениях и наличие специальных процедур, обеспечивающих это

равноправие.

Для федерального государства особенно уязвимыми являются такие

факторы, как неравномерность в развитии экономической базы территорий и

требования равных прав с субъектами-донорами, утрата факторов экономической

интеграции регионов в единое экономическое пространство страны,

неопределённость статуса федеральной собственности, противоречивость

принципов распределения компетенции между органами исполнительной и

законодательной власти всех уровней.

Проблема федерализма сегодня, бесспорно, занимает одно из центральных

мест в реализации перехода России к рыночной экономике. И непонимание этого

губительно для экономической реформы. Проведение анализа кризисных явлений

в российской экономике без учёта географического фактора и экономической

региональной специализации не позволяет подойти системно к решению

проблемы. Смысл современного федерализма в России я вижу в предоставлении

наибольшей свободы, наибольших демократических прав и условий развития

регионам России, но делать это надо крайне осторожно.

И в то же время один из самых трудных аспектов российского

федерализма заключается в нахождении баланса полномочий между регионами и

центром, т.е. определении степени политической и экономической

самостоятельности каждого региона. Понятно стремление регионов расширить

свои полномочия, повысить свой социально-политический статус, увеличить

объем решаемых задач. Но это стремление не должно быть самоцелью, оно

должно соответствовать реальной необходимости.

Понятие «федерализм» достаточно многогранно и противоречиво. Можно

говорить о политической, правовой, экономической и социальной сторонах

федерализма. Однако, сердцевиной системы федерализма в России являются

бюджетная и фискальная системы.

Поэтому тема бюджетного федерализма, как система принципов бюджетного

устройства федеративного государства, становится остро актуальной.

Осуществляемые экономические преобразования в России постоянно

подвергаются резкой критике, и нередко отрицается всякий позитивный

результат. Объяснение подобного взгляда может служить то, что происходящие

в российском обществе, экономике и государстве изменения действительно

характеризуются незавершённостью, противоречивостью и разнонаправленностью.

Реформы в России не дают ожидаемого эффекта потому, что базируются на

не соответствующих отечественным реалиям классических и неоклассических

экономических теориях, не учитывают институционально-эволюционных

особенностей страны.

Фундамент выхода из кризиса мне видится в развитии федеральных

отношений.

В последнее время становится всё более заметным, что противоречивость

социально-экономической стороны реформационных процессов в России

сопровождается нарастанием различных скорее скрытых, чем открытых форм

противоборства по линии «федеральный Центр – субъекты федерации». Это

касается, прежде всего, широкого и важного круга вопросов, отнесённых к

предметам совместного ведения: разграничение государственной и

муниципальной собственности, приватизации, инвестиционной политики,

природопользования и экологии, реализации основных направлений политики

социальной защиты населения, межбюджетным отношениям и т.д.

Получив право законодательства и региональной собственности,

отдельные руководители регионов ищут средства против экономических

трудностей, не всегда учитывая общенациональные интересы. Этим размываются

устои государственности.

Неурегулированность федеративных отношений уже сейчас превратилась в

тормоз реформ.

Центральной задачей в становлении реального российского федерализма

видится не просто собирание земель, а формирование правовых и экономических

механизмов, способных обеспечить интеграцию региональных хозяйственных

комплексов в единое рыночное экономическое пространство.

Экономические показатели, характеризующие межбюджетные отношения,

(трансферты, налоговые поступления, отношение к собственности) отражают

процесс ослабления связей регионов в системах общероссийского

экономического, политического и правового пространства. Нужна прочная

система законодательства и, в частности, механизмы разграничения полномочий

между Федерацией и её субъектами.

На сегодняшний день можно говорить о завершении определённого периода

развития федеративных отношений в России.

В этот период была сформирована политико-правовая основа,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.