Начало колонизации Южной Африки, как указано выше, было положено голландцами, которые в 1662 г. основали на самом юге Африканского континента Капскую колонию в районе нынешнего Кейптауна. Затем этими землями поочередно французы, голландцы, и с начала 19 века – англичане. Именно с южных территорий Капской колонии англичане начинали свой знаменитый поход на север Африканского континента. Под их давлением переселенцы из Голландии – буры, которые в основном занимались фермерством, стали постепенно переселяться на северо-восток.
Англичане сгоняли с уже обжитых земель на Юге Африки буров, а те, в свою очередь, стали вытеснять из мест традиционного проживания представителей африканских племен тсвана, готтентотов, коса. На захваченных землях буры основали свои независимые республики, которые находились в непримиримой конфронтации с британской короной. В 1843 г. Англия захватила бурскую территорию, располагавшуюся на землях нынешней провинции Натал, а после кровопролитной англо-бурской войны 1899-1902 гг. под английский протекторат попали также две другие бурские ре6спублики – Трансвааль и Оранжевая республика.
В дальнейшем уже в 1910 г. все четыре провинции, на которых ранее находились бурские республики, были объединены Англией в Южно-Африканский Союз, получивший два доминиона Великобритании. Разумеется, буры не примирились с второстепенной ролью. Которые отводили им англичане в новом государственном формировании, и старались получить независимость. Но самой угнетаемой частью населения ЮАС оставались черные африканцы, фактически подвергшиеся двойному гнету.
На протяжении второй мировой войны ЮАС выступал на стороне антигитлеровской коалиции, а южноафриканские солдаты и офицеры сражались в Европе в английской армии. После окончания войны под давлением ряда африканских и азиатских стран, обвинявших ЮАС в проведении политики апартеида, ЮАС был вынужден выйти из британского содружества наций в 1961 году. 31 мая того же года официально была провозглашена Южно-Африканская Республика, которая будучи официально исключенной из Британского содружества. Тем не менее сохраняет тесные связи с некоторыми из государств, в него входящих.
Рассмотрим более подробно те изменения, которые привнесли в Южную Африку голландцы и другие европейцы – колонизаторы.
С утверждением колониализма и развитием товарно-денежных отношений распадался привычный порядок вещей, рушился уклад жизни доколониальных обществ, основой которых была община. Изменялся и характер процессов классообразования в тех странах, где в доколониальный период они уже шли и намечалось развитие специфических раннеклассовых отношений. В межвоенный период началось сближение социальных структур народов, находившихся в доколониальную эпоху на разных уровнях социального развития.
Политическая экспансия.
Менялись этнические и политические связи. Колониальный раздел во многих
случаях прервал естественные процессы этнической и политической консолидации. В каждой колонии создавалось свое административное деление, зачастую не совпадавшее с этническим. Некоторые народы были разделены границами колоний. Прежние политические и экономические связи если и не разрывались, то усложнялись и трансформировались. В границах колониальных административных единиц на базе новых политических и экономических связей шло формирование новых этносоциальных групп. Иногда колониальные власти даже провозглашали в административном порядке создание новых "племен".
Интенсивность изменений была различной не только в тех или иных регионах и странах континента, но и в пределах одной и той же страны. Колониальные власти повсюду выделяли территории, где имелись наибольшие возможности для интенсивной эксплуатации природных и людских ресурсов. Там социальная трансформация шла быстро. Самые глубокие перемены претерпела жизнь тех народов, которые оказались в наиболее длительном и тесном соприкосновении с колониализмом, прежде всего в Южной Африке и других поселенческих колониях.
Экономическая экспансия.
Отходничество было наиболее распространенной формой работы но найму в Южной африке с приходом голландцев. Необходимость уплаты налогов, стремление хоть как-то увеличить доход семьи, рост потребностей в новых товарах приводили к тому, что миллионы африканцев проводили в скитаниях всю свою жизнь - возвращались домой, но затем снова и снова вербовались на заработки. Наиболее широко было распространено отходничество, связанное с сезонными сельскохозяйственными работами, оно не заставляло африканцев уходить далеко от родных мест. Но рабочим, направлявшимся на рудники, нередко приходилось пешком преодолевать долгий путь через территорию нескольких стран.
Главным центром притяжения отходников на всем континенте был Южно-Африканский Союз, особенно золотые рудники Трансвааля, где ежегодно требовалось до 300 тыс. горняков. Две трети из них приходили из других стран, зачастую далеких от ЮАС. Основными поставщиками рабочей силы на юге Африки были Ньясаленд, Южный Мозамбик, Басутоленд, Бечуаналенд, Свазиленд. В первых трех 40-50% всех трудоспособных молодых мужчин ежегодно уходили на заработки за границу, в последних двух - 25-30%.
Отходничество было новым социальным явлением в африканских обществах. Но оно и само стало фактором социальной трансформации и способствовало расшатыванию традиционных устоев в деревне. Отходники привносили в деревню новые ценности и понятия. Рушились традиционные авторитеты и нормы взаимоотношений, разрушались прежние методы ведения хозяйства.
С отходничества начиналось формирование нескольких слоев современного общества, прежде всего рабочего класса. Отходники оседали в городах, на шахтах
и на плантациях, приобретали квалификацию, обзаводились семьями и теряли связь с родными местами. Наиболее быстро процесс формирования пролетариата шел и крупных портовых городах, таких, как Дакар, Момбаса, Кейптаун, Дурбан, на железных дорогах и в крупнейших горнорудных районах - в Катанге, в Медном
поясе Северной Родезии, Трансваале. Наиболее массовый слой колониального общества - колониальное крестьянство - отличался от общинника доколониальных времен тем, что был связан с мировым или местным рынком и вел товарное хозяйство. От капиталистического же фермера его отличали многочисленные меры внеэкономического принуждения, а также сохранение натурального производства. Крестьянская среда была очень разнородна по своему
составу. В ней шли процессы имущественного и социального расслоения. Для имущественного накопления важнейшее значение имела близость к колониальным властям и "туземной" администрации.
Члены "туземной" администрации, их родня, близкие и клиентела пользовались важными, хотя и законодательно не зафиксированными преимуществами в "туземных" судах, при отправке на принудительные работы, сборе налогов и т.д.
В результате этого, а также подношений и безвозмездного труда своих соотечественников они быстро концентрировали в своих руках основное богатство - землю, начинали выращивать экспортные культуры там, где это разрешалось, становились ростовщиками, открывали лавки. Своим детям они давали лучшее образование, и со временем те превращались в колониальных чиновников, начинали заниматься бизнесом, становились юристами, учителями, журналистами, пополняли ряды новой элиты.
Какую бы систему управления ни использовала колониальная администрация, ей нужны были грамотные чиновники-африканцы, будь то вожди или просто служащие любой ступени колониального аппарата, иначе управление было бы невозможно. Торговый капитал - от крупнейших фирм до мелких торговцев, разъезжавших со своими фургонами по самым непроторенным дорогам Африки, - был заинтересован в появлении широкого слоя "европеизированных" африканцев с новыми потребностями и с денежными доходами, чтобы создать более емкий рынок для своих товаров. Голландские фирмы, монополизировавшие скупку сельскохозяйственной продукции, опирались на разветвленную сеть местных скупщиков-посредников. Обычно это были люди с зачатками европейского образования. Нужны были также учителя и священники-африканцы, которые могли бы более действенно распространять привитые европейцами идеи и представления, чем сами европейцы. Переводчики, писари, священники, телефонисты, телеграфисты, мелкие клерки, учителя начальных классов - с этих профессий начиналось становление такой элиты.
С тех пор как Колумб переплыл Атлантический океан, чтобы завоевать новые территории для испанской короны, западные нации стремятся расширить свои власть и богатство. Каждая страна, будь то Франция или Англия, Испания или Голландия, разработала собственную разновидность колониализма и империализма. Голландия - маленькая европейская страна с длинной и кровавой колониальной историей. Благодаря торговле специями, спиртом, рабами, табаком и опиумом она стала одной из самых богатых стран мира. Жесткий кальвинистский расизм (декларированный в лозунге "Мы - избранный народ!") стал оправданием для безжалостного подавления и истребления коренных жителей, населявших голландские колонии и окружающие территории. Южноафриканская система апартеида стала прямым следствием голландского менталитета XVII века, сохранившегося в культурном наследии голландских иммигрантов. Голландская критика колониализма, империализма и расизма так же стара, как и сами эти явления. Исторические доказательства агрессивности Голландии и протестов против нее восходят к началу XVII века. Во время войны за независимость, в ходе которой голландцы сражались с Испанской империей, Вильгельм Оранский начал выдавать разрешения на право захватывать испанские и португальские корабли и грабить их. Голландская торговля в Азии и Америке в первую очередь означала разграбление и уничтожение имущества европейских врагов Голландии и их местных союзников. Провозглашая свободу торговли и плавания по всем морям мира, голландцы в то же время вели кровавые войны ради создания своих монополий.
Голландский адмирал Лауренс Реэл стал первым, кто выразил протест на
высочайшем уровне. В 1620 году он открыто заявил о своей обеспокоенности судьбой жителей индонезийских Молуккских островов, ставших жертвами голландских военных походов за монополию на перец. В 1622 году анонимный историк сообщил, как голландский губернатор Ост-Индии Дж. П. Коэн создал монополию на мускатный орех, уничтожив при этом 14 из 15 тысяч жителей острова Банда. В 1740 году голландский поэт Виллем ван Харен выступил против убийства десяти тысяч китайских рабочих и ремесленников в Батавии (нынешней Джакарте).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11