| ||||
Объем производства Q, тыс. ед. |
Цена Р, руб. |
Валовая выручка TR, тыс. руб. |
Валовые издержки TC, тыс. руб. |
Прибыль Рf, тыс. руб. |
0 |
|
|
120 |
-120 |
1 |
50 |
50 |
140 |
-90 |
2 |
50 |
100 |
156 |
-56 |
3 |
50 |
150 |
169 |
-19 |
4 |
50 |
200 |
181 |
19 |
5 |
50 |
250 |
196 |
54 |
6 |
50 |
300 |
216 |
84 |
7 |
50 |
350 |
242 |
108 |
8 |
50 |
400 |
275 |
125 |
9 |
50 |
450 |
318 |
132 |
10 |
50 |
500 |
376 |
124 |
Рис. 14. показывает, что производство эффективно до тех пор, пока кривая предельного дохода располагается выше кривой предельных издержек, то есть примерно до точки 6,5 тыс. ед. В этой точке значения предельного дохода и предельных издержек совпадают, что свидетельствует о максимальном значении прибыли. Оптимальная цена реализации при данном объеме выпуска будет составлять 18 руб. Она исчисляется как величина, находящаяся на кривой спроса D, строго перпендикулярно точке равенства MR=MC и показана на графике пунктирной линией. Та же ситуация, но в условиях совершенной конкуренции будет выглядеть следующим образом (рис.15).
Ситуация в условиях совершенной конкуренции такова, что рынок насыщен большим количеством мелких товаропроизводителей из – за чего каждый из них в отдельности не в состоянии оказать никакого влияния на формирование рыночной цены.
Рис.14. Метод сопоставления предельных величин: случай несовершенной конкуренции
Поэтому предпринимателям остается только определять количество товаров, которое они могут поставить на рынок по сложившейся рыночной цене. В нашем случае она равна 10 руб. А предельный доход равен предельным издержкам при производстве 8 тыс. ед. продукции. Стало быть, данный объем будет наиболее предпочтительным для предприятия по сравнению с другими вариантами. На это указывает и величина валовой прибыли.
Поскольку эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит не только от величины предельных издержек, но и размеров других затрат предприятия, а также цен, складывающихся на рынке, то проблема оптимизации выпуска может быть решена сравнением этих величин.
Покажем это на примере (см. рис. 16), взяв в качестве отправного положения условия функционирования предприятия на рынке совершенной конкуренции (см. рис. 15).
Воспользовавшись правилом оптимизации MR=MC попытаемся определить наилучший объем выпуска предприятия при разном уровне рыночных цен. Если цены на рынке будут достаточно низки, например, всего 5 руб. за ед. товара, тогда, в нашем случае, предприятие будет выпускать 5,9 тыс.
Рис. 15. Метод сопоставления предельных величин: случай совершенной конкуренции
ед. продукции (точка а на рис. 16). При этом цена будет покрывать только переменные издержки, так, что предприятие будет поставлено перед выбором: осуществлять ему производственную деятельность или нет. Поскольку в любом случае его постоянные издержки окажутся не возмещенными. На графике легко убедиться, что если предприятие будет выпускать либо больше, либо меньше указанного объема, получаемый доход будет не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Поэтому, если руководство предприятия принимает решение о продолжении производства не смотря на сложившуюся ситуацию, ему не остается выбора, кроме как производить 5,9 тыс. ед. продукции.
В случае повышения рыночных цен до уровня 10 руб./ед. предприятие, безусловно, увеличит объем производства с 5,9 до 6,5 тыс. ед., поскольку это даст ему дополнительные ресурсы для погашения части постоянных издержек. Снова можно убедится , что любое отклонение в лево или вправо приносит предприятию более худший результат. То есть в точке в предприятие будем минимизировать убытки, предпочитая объем выпуска, дающий ему наилучший из возможных результат.
Повышение рыночных цен до 15 руб./ед. создаст ситуацию при которой предприятие будет иметь возможность возвратить в полном объеме
Рис. 16. Оптимизация результатов хозяйственной деятельности предприятия при разном уровне рыночных цен
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.