Рефераты. Валютные курсы и валютная политика

После первой мировой войны был возобновлен размен на золото бумажных денег, но в ограниченных рамках. Обмен был сохранен только для операций финансовых институтов, а не физических лиц. Начал действовать золотослитковый стандарт, при котором обмену на золотые слитки подлежали крупные суммы бумажных денег по отдельным финансовым операциям. Однако все же не удалось сохранить стабильного курса валют. С целью ограничения колебаний курсов центробанки старались накопить крупные резервы золота и иностранной валюты. Великий экономический кризис (1929-1933) привел к отказу от золотого паритета.

Дж. М. Кейнс обосновывал необходимость отказа от золотого парите­та следующей аргументацией: строгое соблюдение золотого паритета ли­шает государства возможности эластичного увеличения предложения бумажных денег и влияния посредством этого на процентную ставку, размеры инвестиций и тем самым на объем ВНП и занятость. Вместо эффективного противодействия росту безработицы, правительство, придерживающееся золотого стандарта усугубляет экономическую депрессию и подрывает политико-экономическую стабильность.

Межвоенный период характеризовался сильными националистиче­скими настроениями, которые делали невозможным сотрудничество между промышленно развитыми странами в создании единой денежной системы. Из конфликта второй мировой войны окрепшей вышла только американская экономика. Ее мощный производственный и финансовый потенциал предопределил, то, что США взяли на себя роль лидера в создании нового экономического порядка в западном мире после второй мировой войны.

Со второй половины сороковых годов, до начала семидесятых действовала система регулируемых фиксированных курсов (Бреттон-Вудская система). Целью международного соглашения, заключенного в 1944г. в Бреттон-Вудсе (США) представителями разных стран, было обеспечение всеобщей стабильности валютных курсов, при которой можно избежать крупных девальваций национальных валют. Были учреждены такие институты как Международный Валютный Фонд (МВФ) и при нем Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), в сокращении названного Мировым Банком. Были выработаны следующие принципы новой системы валютных курсов, которая в экономической литературе получила название золото-девизного стандарта:

- каждая страна член МВФ обязана была установить золотое (долларовое) содержание своей валюты, определить валютный паритет с другими валютами;

- каждая страна член МВФ обязана была поддерживать неизменным курс своей валюты;

- доллар на ряду с золотом официально признавался средством международного обмена;

- США брали на себя обязательство свободного размена долларов на зо­лото по требованию других стран участниц МВФ (благодаря огромным золотым резервам, накопленным к концу второй мировой войны).

Если курс какой-либо валюты падал больше, чем на 1%, это было сигналом для Центробанка, что существует недостаточный спрос на национальную валюту на валютном рынке. Тогда Центробанк скупал собственную валюту за доллары с целью увеличения спроса. Если валютный курс рос более чем на 1% по отношению к доллару, тогда Центробанк продавал собственную валюту на валютном рынке за доллары, что увеличивало предложение денег и приводило к снижению курса до уровня, установленного МВФ.

В случае, когда разница между курсами была больше, чем 1% в пользу доллара, Центробанк мог одолжить определенную сумму долларов в МВФ с целью восстановления валютных резервов и создания условий для более эффективных интервенций на валютном рынке. В крайних случаях и под контролем МВФ осуществлялась девальвация национальной валюты по отношению к доллару. Если наблюдались серьезные диспропорции платежного баланса, МВФ позволял участникам изменять курс своей валюты до 10%. На большее требовалось получить специальное разрешение от МВФ.

Помимо займов и валютных резервов в МВФ дополнительным источником валюты могла быть продажа части золотого запаса.

Цели, которые должен был первоначально реализовать МВФ:

- обеспечение конвертируемости валют и поддержание относительной стабильности курсов;

- оказание финансовой помощи участникам с целью уменьшения дефицита баланса и предотвращения значительной девальвации;

- служить форумом, на котором консультируются и сотрудничают стра­ны-участники.

Цели функционирования МБРР:

- первоначальное выделение кредитов европейским странам на восстановление экономики после войны;

- с 60-х годов выделение кредитов отсталым странам, а с 80-х годов - посткоммунистическим.

Эти институты функционируют на основе принципа: "один доллар, один голос". Количество голосов зависит от финансовых вкладов их чле­нов. Восемь промышленно-развитых стран обладают более, чем 60% общей суммы вкладов в различной валюте (одни только США имеют 20% всех вкладов). Поэтому эти страны предопределяют исход голосования по важ­нейшим вопросам. Дополнительным источником финансирования МБРР является эмиссия облигаций. Политические мотивы играют немалую роль при установлении направлений и величины финансовой помощи.

До конца 50-х годов денежная система, созданная в Бреттон-Вудсе, функционировала достаточно эффективно при относительно незначительных отклонениях от курса валют, установленного в МВФ. Например, были девальвированы валюты Франции в 1959, 1969г., Великобритании в 1967г. Эти страны девальвировали свои валюты по отношению к доллару. В ФРГ, где уровень инфляции был самым низким, а торговый баланс положительным, была осуществлена ревальвация в 1961 и 1969 году.

Бреттон-Вудская система обеспечивала США определенные выгоды. Другие страны на основе соглашения в Бреттон-Вудсе получали широкий доступ к долларам и могли покупать в значительных количествах американскую продукцию, которая была необходима Западной Европе в послевоенный период. Это влияло на формирование положительного сальдо платежного баланса и стимулировало экономическое развитие при низком уровне инфляции и безработицы.

С конца 50-х годов ситуация стала меняться не в пользу американской экономики. Развивающаяся западноевропейская экономика становилась все более конкурентоспособной по отношению к американской. В США стал формироваться отрицательный торговый баланс (в 1959 г.). Одновременно наблюдался большой отток долларов за границу, вызванный расширением строительства военных баз и содержания большой армии за рубежом. Аме­риканские корпорации все больше осуществляли заграничные инвестиции, американское правительство выделяло значительную финансовую помощь странам Третьего Мира (в т.ч. на военные программы). Все это привело к тому, что к концу 50-х годов сумма долларов, находящаяся за границей начала превышать свое покрытие в золоте, находящемся в США.

В начале 60-х годов возникли мнения о необходимости девальвирования доллара с целью устранения отрицательного торгового сальдо. Они подрывали доверие к американской валюте. Это выразилось в стремлении в каждой стране избежать потери от девальвации доллара посредством обмена обладаемых ею долларов на золото. Свободная рыночная цена золота в 1960 году подскочила до 40 долларов за 1 унцию золота, что служило дополнительным поводом обмена долларов на золото по официальному курсу, установленному по Бреттон-Вудскому соглашению - 35 долларов за 1 унцию. За короткий период золотые запасы США уменьшились более чем на 10%.

США пытались ограничить отток долларов и тем самым золота за границу, требуя от западноевропейских стран более широкого доступа американских товаров на их рынки и устранения ряда барьеров движению их импорта. Одновременно США требовали расширения доли финансирования военных расходов НАТО со стороны Западной Европы. Европа в это время стремилась к созданию общего рынка и избавлению от зависимости от американского доллара.

Фактором, который предопределил продление действия Бреттон-Вудского соглашения о фиксированном курсе доллара, было создание в 1961 году общего пула золота. Совместно накопленные резервы золота наиболее развитых стран позволили поддержать свободную рыночную цену золота на уровне 35 долларов за 1 унцию.

В 1967 г. на конференции в Рио-де-Жанейро была создана новая единица финансовых резервов, которая называется СДР (специальные права заимствования). С тех пор СДР стали замещать золото, перемещение которого между странами-участниками МВФ было трудоемким, а хранение золотых резервов дорогостоящим. Эмиссия СДР и их хранение ничего не стоит. СДР - это попросту записи на счетах стран МВФ в валюте данной страны. Они могут обмениваться на валюты других стран-участниц, необходимых для восстановления равновесия платежного баланса. В это смысле СДР есть не что иное, как бумажное золото, основанное на взаимном доверии стран-членов МВФ. Все члены согласились принимать СДР в расчетах вместо золота. Это ослабило стремление к золоту и благоприятствовало стабилизации его цены.

В 60-х годах начался подъем западногерманской экономики, которая благодаря наращиванию излишка платежного баланса накопила значительные финансовые резервы иностранных валют, размещенных в банках. Валютные резервы были расширены увеличившимся наплывом депозитов из стран-экспортеров нефти. В 1973 г. ОПЕК увеличила в 4 раза цены на нефть. Поток нефтедолларов был столь интенсивен, что некоторые экспортеры нефти не успевали полностью тратить их на потребление и развитие. На протяжении 70-х годов накопился огромный нефтедолларовый резерв. Возник обильный источник кредитов, что отразилось в политике межнациональных банков. Обязанные выплачивать проценты на депозиты экспортеров нефти, банки интенсивно искали клиентов на кредиты.

В это время кризис, вызванный шоковым ростом цен на нефть, огра­ничил расходы на инвестирование, и потенциальные инвесторы были не в состоянии поглотить возросшее предложение свободных капиталов.

В этой ситуации новыми заемщиками выступили развивающиеся страны. Кредиты вначале выделялись охотно и практически без ограничений. Рос их внешний долг. Кредиты и выделялись и использовались нерационально. Значительная часть кредитов была использована на покрытие роста издержек в связи с ростом цен на нефть и рост потребления. Банки предоставляли деньги также неэффективным предпринимателям. Несмотря на рефинансирование, реструктуризацию и пролонгацию внешних долгов со стороны банков развивающиеся страны не могли урегулировать внешнюю задолженность. Развивающиеся страны стремились получить поддержку от МВФ. МВФ, как правило, предъявлял высокие требования. Его руководство придерживается того мнения, что внешний долг проистекает из плохого управления экономикой и уровня потребления, превышающего уровень производства. В прошлом страны-должники импортировали больше, чем экспортировали, и поэтому они должны нести полную ответственность за свою близорукость. Страны могут получать финансовую помощь МВФ и кредиты МБРР и поддержку этих организаций в переговорах с кредиторами, если должники будут осуществлять долгосрочную стратегию "затягивания пояса". Эта программа включает в себя:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.