Своеобразие местного самоуправления обусловлено особенностями управления на местах. Его специфическими чертами являются:
1. различие в характере самой власти. Центральная государственная власть – власть суверенная, верховная, могущая себя реформировать. Органы местного самоуправления – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью. Не случайно в наши дни стала расхожей фраза о том, что муниципальные органы не обладают полномочиями устанавливать собственную компетенцию;
2. разграничение сфер компетенции центральных и местных властей, т.е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
3. более или менее самостоятельные источники финансовых средств, достаточные для осуществления своих полномочий;
4. наличие выборных органов местного самоуправления.
Это универсальные признаки, сопутствующие местной власти.
Вывод:
Принципы государственного и муниципального управления закреплены в Конституции РФ, целью как государственного, так и муниципального управления является создание наилучших условий для проживания населения и реализации творческой инициативы граждан, оно распространяется на все общество, решает проблемы всего населения и опирается на аппарат принуждения.
Прогноз – попытка предвидения будущего – научно аргументированные суждения о вероятных перспективах организации, о возможных в будущем состояниях того или иного аспекта ее деятельности, альтернативных направлениях и сроках достижения намеченных целей.
Исходя из определения прогноза, можно сказать, что его роль в управляемом решении очень высока, т.к. прогноз позволяет скорректировать цель, которая является одним из основополагающих факторов управленческого решения, а значит прогноз влияет на выбор вариантов решения (меры для решения целей).
Прогнозы бывают:
По целевому назначению:
· Поисковые (состояние объекта прогноза)
· Нормативные (определение путей и сроков достижения искомых состояний)
По критерию объекта прогнозирования:
· Научно-технические;
· Социальные;
· Социально-экономические и др.
По критерию горизонта прогнозирования:
· Текущие
· Средние
· Долгосрочные
Прогноз имеет большое значение для любой деятельности, в том числе и управленческой. Но бывают такие ситуации когда нет времени для прогнозирования и решение приходится принимать очень быстро и оперативно. Не всегда нужен прогноз при принятии не сложных, повседневных, рутинных решений, от принятия которых не зависит деятельность организации.
Интуиция – чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте.
Интуиция при принятии управленческих решений играет немаловажную роль, поскольку интуиция основывается на опыте, но полностью полагаться на нее не рекомендуется.
Интуитивное решение в большей степени основано на своего рода «озарении», собственном ощущении и многолетнем опыте руководства. В современных условиях неопределенности интуиция приобретает важное значение. Руководитель, обладающий достоверной информацией, интуицией и многолетним опытом при принятии решений добьется успеха.
Под проблемой понимается ситуация, характеризующаяся различием существующего состояния в объекте управления с желаемым или не обходимым (препятствие к достижению цели).
Проблемы, решение которых является основной управленческой деятельностью руководителя, оказывают существенное влияние на выбор типа технологии руководства и выполнения решений. Проблемы по сложности могут быть классифицированы по разным основаниям:
· Стандартные проблемы, имеющие четкую структуру, причинно-следственные связи, ясно и хорошо поддаются описанию;
· Слабо структурированные проблемы, в которых не всегда просматриваются направления, причинно-следственные связи; сами проблемы не очерчиваются достаточно четко;
· Хорошо структурированные проблемы, которые могут быть расчленены на под проблемы, блоки вопросов и для каждого из них обычно имеется набор решений;
· Неструктурированные проблемы, которые обычно не имеют аналогов, причинно-следственные связи не всегда ясны, способы решения не определены. Пример, катастрофы природные и техногенные с большими социальными последствиями.
При решении одной проблемы наталкиваешься на ряд других проблем тем или иным способом связанных с первой проблемой.
Решив одну проблему решаешь часть других.
Рациональное решение проблем возможно тогда, когда руководители следуют общепринятым методам работы в этой области. К ним относят прежде всего научный метод, суть которого состоит в том, что путем наблюдения, сбора и анализа информации формируется гипотеза о самой проблеме и возможных подходах к ее решению.
В научный метод входит:
· математическим моделированием;
· экономический анализ.
В менеджменте широко освещены научные методы разработки проблем и способов их реализации. Для менеджеров сферы производства и обмена важен метод экономического анализа. Он позволяет применить различные технические и иные средства для принятия мер, которые способствуют нормальному ходу дел, росту производительности труда, снижению издержек, повышению качества продукции и услуг.
Наука управления включая в себя элементы таких наук, как экономика, социология, психология, кибернетика и информатика. Она создает, систематизирует и распространяет знания и том, как осуществлять управленческую деятельность.
Каждая из психологических школ вкладывала в практику управления сваи особенности. Школа научного управления Тейлора использовала научный анализ для определения лучших способов выполнения задач. Предлагала отбирать работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечивать их обучение, а также обеспечивать работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения их задач. Также предлагала систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда. И отделение планирования от самой работы.
Классическая школа Фойля привнесла в науку управления развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школы человеческих отношений и школы поведенческих наук Мэйона добавила в науку управления применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности труда. А также применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организаций таким образом, чтобы каждый работник мог быть использован в соответствии с его потенциалом.
Теоретическую деятельность получают на основе уже имеющегося опыта, а теорию деятельности используют для создает проектов, моделей. Полученные данные от работы моделей, проектов и есть проектные знания.
Теоретическая база позволяет создавать правильную последовательность и правильность действий при проектировании. А реализация программы создает такую материально-практическую структуру, которая является приближением к действительной структуре. При создании проекта в любом виде деятельности, нужно опираться на теоретическую базу знаний. Теория деятельности и проектное знание гармонично дополняют друг друга.
Методологические знания позволяют описывать общие методы, решения, процессы.
В трудах Хайека говорится о том, что государство не должно вмешиваться в экономические отношения, не должно быть плановой экономики, государство должно разрабатывать законы (правила игры). Он говорит, что люди в условиях свободы, конкуренции будут больше стремится к творчеству, создавать что-то новое.
Детерминизм представляет собой координация деятельности индивидов в рамках “спонтанных порядков” осуществляется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным представлением индивиду определенной сферы автономии.
Индетерминизм предполагает жесткую иерархию часто определяемых целей, установление которых требует недостижимой в реальности степени общественного согласия, сопровождающимися применением мер принудительного характера.
Новая парадигма управления отказывается от управленческого рационализма классических школ менеджмента. Она применяет правильность воздействий на внутренние факторы организации, гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Использовать в управлении теории систем, ситуационный подход к управлению, признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организации.
В зависимости от квалификации персонала организации, и рода рабочей деятельности можно назвать две явных особенности управления - это демократический (коллегиальный) стиль управления и авторитарный.
Существуют разные виды целей, так цели делятся на стратегические и тактические, цели траекторные и точечные.
Чтобы заниматься какой-либо деятельностью (научной, управленческой и т.д.), нужно прежде всего выяснить на кого она направлена, кому это нужно. Только после того как будут найдены ответы на эти и другие вопросы, следует выбирать методы работы в этой сфере. Иначе все приложенные усилия могут оказаться напрасными, т.к. та общественность, на которую они были направлены, не нуждается в этих услугах, товарах и др.
К методам работы с целевыми образами относятся постановка самой цели, описание ее характеристик, нахождение организаций или людей с помощью которых можно достичь и воздействовать на целевой образ.
Нормативы – это важный аспект не только в социальной, но и в управленческой деятельности, при управлении, принятии решений нельзя об этом забывать. Но для каждого коллектива находящегося в определенном городе, занимающимся конкретным видом деятельности нормативы будут персональные. Также нужно учитывать, что по мере течения времени меняются и нормативы и их роль постоянно возрастает.
Управление не возможно без причинных, факторных и обменных связей.
Существуют различные виды связей, наиболее устойчивыми являются горизонтальные и вертикальные связи. Формирование связей это важный и сложный процесс.
В разных организациях. в ценностных ориентациях большую роль играют групповые нормы, принятые в коллективе. Из всего вышесказанного следует, что каждый управленец должен учитывать эти факторы при принятии решений
На мой взгляд, в любой организации должны быть неформальные группы. Руководство должно проводить корпоративные вечеринки, праздники и другие мероприятия для формирования и образования неформальных групп. Если люди работают в коллективе со здоровой атмосферой, то и результаты их труда будут более высокими. Но при этом управляющие не должны перестараться в предоставлении свободы подчиненным, чтобы они не забывали про свои обязанности в этой организации.
Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности. Принятие управленческого решения – это процесс, а результат этого процесса – это само решение. Решение представляет собой акт органов управления или руководителя, в котором не только определена цель, поставлены задачи, но и предусмотрены исполнители, выделены ресурсы, закреплена ответственность.
Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависит от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, механизма реализации решений и т.п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.
1. Мысин Н.В. Теория и история социального управления: опыт России и зарубежных стран. – СПб.: СЗАГС, 2000.
2. Организационное поведение: Уч. пос. под ред. Н.И. Архиповой. – М.: Приор, 1988.
3. Основы управление: Уч. пос. В 3ч. Сост. В.М. Самков – Екатеринбург, 1995.
4. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. пос. – М., 2000.
5. Основы современного социального управления: теория и методология: Уч. пос. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Экономика, 2000.
6. Разработка Управленческих решений. Учебник; Б. Г. Литвак. Дело; 2001г.
7. Управленческие решения; учебник, Р. А. Фархутдинов 2006г., инфра - м, Москва.
8. Основы менеджмента, Мескон, Альберт, Хедоурм. Издательство «Дело» 2006г.
9. Психология менеджмента. А. В. Карпов, Москва 1999г.
10. Управление организацией. Учебное пособие (3-е издание) Л. И. Лукичева. Москва, 2006г.
11. Муниципальное право России. И.В. Выдрин. Учебник для вузов.
[1] Психология менеджмента. А.В. Карпов. Москва 1999г.ст.35
[2] Психология менеджмента. А.В. Карпов. Москва 1999г.ст.36
[3] Психология менеджмента. А.В. Карпов. Москва 1999г.ст.36
[4] Психология менеджмента. А.В. Карпов. Москва 1999г.ст.37
[5] Управление организацией. Учебное пособие (3-е издание). Л.И. Лукичева. Москва, 2006г.ст.57.
[6] Управленческое решение. Учебник, Р.А. Фатхутдинов 2006г., инфра-м. Москва.
[7] Теория Управления. (2-е идание). А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. Москва. 2005г.ст.38
[8] Психология менеджмента. А.В. Карпов. Москва 1999г.ст.43.
[9] Основы менеджмента. Мескон, Альберт, Хедоурм. Издательство «Дело», 2006г.
[10] Муниципальное право России. И.В. Выдрин. Учебник для вузов. ст. 79
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5