Примечание.
Источник: [14, с. 64, таблица 4], данные синтетического учета ОАО «Белхозторг»
по счетам 41/2 «Товары в рознице», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
(приложение 6, 7).
Как видно из таблицы 8
эффективность использования товарных ресурсов по магазину №1 по сравнению с
прошлым годом не изменилась. Доля прочего выбытия товаров в общем объёме
товарных ресурсов по сравнению с прошлым годом несколько снизилась, что с
положительной стороны характеризует работу магазина №1 ОАО «Белхозторг».
Показатели оценки
обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов, к сожалению, не
находят отражения в практике планирования, в учете и отчетности ОАО
«Белхозторг», что отрицательно сказывается на результатах его работы. Чтобы
судить об эффективности деятельности организации, недостаточно использовать
только один какой-то показатель. Для этого требуется система показателей, а для
сопоставления их результатов – система критериев, способных достаточно полно и
достоверно описать все стороны торговой и другой деятельности организации,
соблюдая при этом принципы целенаправленности, достоверности, доступности,
комплексности, которые обеспечивают определенный качественный уровень
управления организацией.
3.4 Обобщение неиспользованных
возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов
оптимизации товарных ресурсов
После анализа товарных ресурсов в организации
производится обобщение неиспользованных возможностей и обоснование прогнозных
резервов оптимизации товарных ресурсов. Такими возможностями являются:
предупреждение недостатков в торговой деятельности организации, более
эффективного использования товарных ресурсов.
По сравнению с прошлым годом объём
товарооборота увеличился за счёт завышенных товарных запасов на начало года
(+63 млн. р.), роста поступления товаров (+625 млн. р.). Увеличились
возможности роста товарооборота в связи с уменьшением прочего выбытия товаров
(+0,092 млн. р.).
Если бы не было прочего выбытия
товаров, то поступление в прошлом году возросло бы на 0,0046%
(0,096/2092,7*100), а в отчётном году на 0,0001% (0,0036/2718*100). Розничный
товарооборот в прошлом году увеличился бы на 0,0047% (0,096/2029,6*100), а в
отчётном на 0,0001% (0,0036/2591*100).
Одновременно подсчитываются
возможные резервы роста товарооборота, товарных ресурсов, имеющие реальный
характер, и которые могут быть использованы в будущей торговой деятельности
организации. На 2005 г. ОАО «Белхозторг» предполагается обеспечить закуп
товаров в объёме не менее 105% к ресурсам 2004 г. Также организация планирует
в 2005 г. расширить деловые контакты с партнерами из стран ближнего зарубежья
с целью наполнения рынка товарами номенклатуры хозяйственного обихода, не
производимыми в Республике Беларусь, изыскать невырабатываемых в республике и
недостающих на внутреннем рынке товаров на сумму 3 млрд.руб., принимать участие
в ярмарках, проводимых в странах СНГ, поставить на экспорт товаров на сумму 300
млн. руб.
В целях привлечения покупателей
ОАО «Белхозторг» целесообразно обеспечить рекламу о наличии товаров и
оказываемых услугах через собственный сайт в интернете, через средства массовой
информации, выпуск собственных каталогов, проспектов, календарей, фирменных
упаковочных материалов.
Для наиболее полного и
глубокого изучения влияния факторов на результатный показатель используются
приёмы множественной корреляции и регрессии. Множественный
корреляционно-регрессионный анализ позволяет установить влияние многих
факторов, действующих во взаимной связи друг с другом. При проведении такого
анализа решаются две задачи:
1)
изучается теснота связи
между анализируемыми показателями. Для этого рассчитываются коэффициент парной
и частной корреляции, коэффициент множественной корреляции, Фишера, Стьюдента,
множественной детерминации;