Рефераты. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: состояние и проблемы их эффекимвного использования в...

Трудовой потенциал работника не является величиной постоян­ной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накап­ливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способно­сти работника возрастают по мере развития и совершенствования зна­нии и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здо­ровья работника, ужесточается режим труда и т.п.

Трудовой потенциал работника включает:

• психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

• квалификационный потенциал — объем, глубину и разносто­ронность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного со­держания и сложности;

• личностный потенциал — уровень гражданского сознания и со­циальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного со­гласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

1.3. Трудовой потенциал предприятия


Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в произ­водстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня про­фессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходи­мых организационно -технических условий.

Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше сум­мы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект кол­лективного труда, который превосходит сумму сил работников, дейст­вующих индивидуально.

Таким образом, если совокупность физических и духовных способ­ностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила,  возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потен­циала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования кол­лектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.

Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функцио­нальных, профессиональных и других характеристик групп работни­ков и отношений между ними.

В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.

Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный по­тенциал (познавательные способности).

Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появле­ние новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых опе­раций.

Квалификационная структура определяется качественными изме­нениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и от­ражает прежде всего изменения в его личностной составляющей.

Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое вы­ражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и 'высокой степени удовлетворенности работников своим трудом.

Организационная составляющая трудового потенциала во многом определяет эффективность функционирования трудового коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих пози­ций непосредственно связана с эффективным использованием трудо­вого потенциала.

1.4. Трудовой потенциал общества


Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтези­рующий совокупные способности к общественно полезной деятельно­сти трудоспособного населения, представляет собой конкретную фор­му материализации человеческого фактора, показатель уровня разви­тия и границы созидательной активности трудящихся масс.

В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному, труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочего и послерабочего возрастов), В качественном отношении трудо­вой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.

Он является производным от уровня развития производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специ­ального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социаль­но-экономические условия формирования личности.

Потенциал общества зависит от качественных характеристик сово­купной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активно­сти, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисципли­нированности, инициативности, организаторских способностей и др.).

При определении величины потенциала и его использования важ­но правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показателя объема применяется численность, а показателя использования — человекогод. Исследования показывают, что разница в оцен­ке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человекочасов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной числен­ности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочными коэффициен­тами. А поскольку такие коэффициенты разработать очень трудно, не­обходимо найти новый объемный показатель.

Исследования, проведенные отечественными экономистами, в том числе работниками кафедры экономики труда ВЗФЭИ, убедитель­но показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человекочас. Он обладает ста­бильностью и допустим к применению во всех экономических расче­тах на любом уровне.

Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между календарным фондом (Фк) и суммарными резервообразующими неявками и перерывами (Тн.п.), т.е. объемную величину времени выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно установленные неявки и перерывы). В этом фон­де отражается весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период.

Применительно к предприятию величина трудового потенциала определяется по формуле:

Фп=Фк-Тн. п.   или   Фп=ЧДТсм ,

где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени пред­приятия, ч; Ч— численность работающих, чел.; Д — количество дней работы в периоде; Тсмпродолжительность рабочего дня, смены, ч.

В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:

,

где Фп общ — потенциальный фонд рабочего времени общества, ч;  — численность населения по группам, способного участвовать в обще­ственном производстве (i= 1, 2, ...m); m число групп населения; Тр — законодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Так как трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в общественном производстве в силу своих физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификаци­онных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, в рас­чет должны быть включены все группы работников с учетом их харак­терных особенностей. Поскольку структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. В этом случае трудовой потенциал общества, рассчитанный по работникам, проработавшим полный календарный год (Побщ), можно определить по формуле:

Побщ = Фп. общ/tрасч.,

где tрасч – расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

Продолжительность календарного периода участия группы лиц с различным уровнем потенциальных возможностей не всегда является однозначным критерием для определения величины потенциала общества. Поэтому обязательно должны быть учтены все особенности при группировке трудящихся по основному признаку, каким в данном случае является способность и возможность участия в общественном труде.


1.5. Компоненты деятельности человека


В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по за­данной технологии, инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собствен­ного творчества. Такой труд будем называть регламентированным, или a-трудом. Вторая характеризует труд, направ­ленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть новационным, творческим, или b-трудом.

Типичным примером деятельности, в которой преобладает a-труд, является выполнение производственной операции сбор­щиком на конвейере с регламентированным ритмом. Существен­но, что в данном случае речь идет не о способностях работни­ка, а об объективных возможностях их реализации. Регламен­тированным может быть не только малоквалифицированный физический труд, но и, в частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению инструкций. Таким образом, a-труд может быть как физическим, так и умственным.

Преимущественно творческим является труд изобретате­лей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инжене­ров, организаторов производства, предпринимателей и т. д. Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем, как и в изобретательстве, исключается повторение (ко­пирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Извес­тны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людь­ми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципи­ально невозможны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.