Рефераты. Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения

Транспортное обеспечение внешней торговли: основные понятия и определения

Транспортное обеспечение внешней торговли:

основные понятия и определения

Транспорт (от лат. transportare — перемещать, перевозить) — сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт включа­ет совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу.

В международном товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой стороны — выступает на международных рынках в качестве экспортера своей продукции, кото­рая представляет специфический товар — транспортные услуги. Таким образом, формируются два различных подхода к роли транс­порта в системе внешнеэкономических связей.

Рассмотрим более детально первый из них. Он гласит: «Транспорт следует рассматривать как необходимую, важную, но все же обеспечи­вающую (вспомогательную) отрасль мирового хозяйства и междуна­родных экономических отношений». Результатом определения такой роли стало широкое распространение понятия «транспортное обеспе­чение ВЭС (внешней торговли)».

Транспортное обеспечение (ТО) следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элемен­тов; экономических, правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

В рамках ТО находится транспортное обслуживание, которое про­является в системе транспортного обеспечения как конечный резуль­тат деятельности транспортных фирм по выполнению договора пере­возки, представляя собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих производство транспортной продукции надлежаще­го качества.

Первой особенностью транспортного обеспечения в международ­ных экономических связях является то, что продукция транспорта вы­ступает на международных рынках как объект купли-продажи, и поэ­тому она подвержена воздействию всех факторов, характеризующих развитие мировой экономики в целом. Транспортная продукция реа­лизуется через международные рынки транспортных услуг.

Другая особенность транспортного обеспечения внешнеэкономи­ческих связей — особо острое восприятие и учет на международных транспортных рынках качества транспортного обслуживания, которое проявляется в цене транспортной услуги.

Международный товарообмен и международный транспорт в про­цессе обращения воздействуют друг на друга, находясь в тесной орга­нической взаимосвязи. Развитие международной торговли способст­вует развитию транспорта и совершенствованию его технических средств; в свою очередь, научно-технический прогресс на транспорте способствует развитию международного товарообмена, вовлекая в его сферу все новые рынки товаров.

Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта — в любом случае товар необходимо доста­вить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обес­печения внешнеэкономических связей оказывает существенное влия­ние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвен­но воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

В настоящее время основным источником правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Многие из них охватывают все или несколько видов транспорта. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980г. В процессе регулирования международных перевозок большую роль играют внутригосударственные акты. В РФ это Гражданский кодекс, Воздушный кодекс 1997г., Кодекс торгового мореплавания 1999г., Транспортный устав железной дороги РФ 1998г., Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001г.

Правовая регламентация международных перевозок тесно свя­зана с деятельностью международных организаций.

Международные транспортные организации возникли в конце XIX в. Они разрабатывают проекты конвенций, унифицирован­ных правил и технических регламентов. Для рассмотрения и при­нятия конвенций международные организации созывают дипло­матические или иные конференции.

Международные транспортные организации создаются по ви­дам транспорта. Наиболее многочисленными являются организа­ции в области водного транспорта (их насчитывается более 100). Из числа межправительственных организаций, безусловно, самой авторитетной является Международная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей — поощ­рение устранения дискриминационных мер и излишних ограниче­ний со стороны правительств, затрагивающих международное тор­говое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дис­криминации пользоваться услугами судоходства. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о пе­ревозке пассажиров и их багажа морем 1974 г. (дополнена в нояб­ре 1976 г.), Международная конвенция но облегчению междуна­родного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшем неоднократ­но дополнена) и др.

В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Основная задача этой неправительствен­ной организации заключается в подготовке и пересмотре про­форм чартеров и другой транспортной документации; издание ти­повых форм перевозочных документов для использования судо­владельцами, а также типовых форм перевозочных документов, рекомендованных родственным организациям или согласованных с представителями заинтересованных сторон.

Полезную работу по унификации транспортной документации осуществляют Международный морской комитет (ММК), Между­народная палата судоходства (МПС), Ассоциация латиноамери­канских судовладельцев (АЛАМАР), Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (ИНТЕРТАНКО) и др.

Международные организации по железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных организаций. Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом проблем. Например, в 1969 г. учреждена Восточно-Африканская железнодо­рожная корпорация. Она занимается координацией перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. В 1975 г. созда­на Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК). Целью организации является определение практических мер по проведению единой тарифной политики, что должно способство­вать дальнейшему развитию международных пассажирских перево­зок. ЕПК выполняет функции тарифного союза в рамках отдель­ных железнодорожных сообщений. В 1950 г. создан Европейский союз по железнодорожным перевозкам западноевропейских стран. Основная цель Союза — представление и защита в международных организациях интересов европейских железнодорожных админист­раций во взаимоотношениях с другими международными транс­портными союзами и с национальными транспортными и эконо­мическими администрациями, связанными с перевозками в между­народном сообщении грузов и пассажиров, а также организация и осуществление международных железнодорожных перевозок в пределах транспортной сети стран — членов Союза.

Среди международных организаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной является Международная организация гра­жданской авиации (ИКАО). Она создана в 1944 г. как специали­зированное учреждение ООН. Одна из целей ИКАО — предотвра­щение экономических потерь, вызванных неразумной конкурен­цией. В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций по регламентации международных воздушных перевозок, напри­мер Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (май  1999г.).

Из региональных организаций отметим Арабский совет граж­данской авиации (создан в 1967 г.), Ассоциацию африканских авиакомпаний (1968 г.), Ассоциацию авиакомпаний Европейского сообщества (1980 г.), Ассоциацию дальневосточных авиакомпаний (1966 г.). Основная цель этих организаций — выработка рекомен­даций по унифицированию коммерческо-правовой документации относительно перевозок грузов,  пассажиров и их багажа.

В настоящее время функционирует небольшое число междуна­родных организаций по автомобильному транспорту и автодоро­гам. Так, в 1948г. создана Международная автодорожная федера­ция, в 1904г. — Международная автомобильная федерация, в 1957г. — Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующих транспортных средств. Эти орга­низации занимаются унификацией транспортной документации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания за нарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Из международных организаций по речному сообщению наибо­лее активными считаются Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну. Например, Дунайская комиссия изучает и решает вопросы, касающиеся юридических аспектов судоходства на внутренних водных путях международного значения; готовит необходимые правила относительно коммерческих вопро­сов плавания по Дунаю; разрабатывает единообразные нормы, ка­сающиеся таможенного, санитарного, фитосанитарного надзора; составляет проекты соглашений по упрощению правил перевозок грузов и пассажиров.


 

Международные железнодорожные перевозки

По сравнению с другими видами транспорта железнодорож­ный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массо­вые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорож­ный транспорт имеет большую дальность и относительно высо­кую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной доро­ге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.

Одним из основных договоров по регламентации железнодо­рожных перевозок является Соглашение о международных пере­возках (КОТИФ) 1980г., учредившее Организацию международ­ного железнодорожного транспорта.

В КОТИФ предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой   скоростью  400  км,   а  для   грузов  малой  скоростью — 300 км в сутки.

Соглашение 1980 г. определяет предельный размер ответствен­ности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ — «специальных правах заимствова­ния» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто).

Российская Федерация не является участницей Соглашения
о международных железнодорожных перевозках 1980г., но его положения, связанные с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.