Рефераты. Типы внутрифирменного планирования

ников их финансирования;

диверсификация производства и обновления продукции;

формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобре-

тения новых предприятий;

совершенствование организации управления по  отдельным  под-

раздениям и кадровой политике.

Поскольку оценка преспектив в условиях  стихийного  развития

мирового рынка крейне неопределенна,  перспективное  пранирование

не может ориентировать фирму на достижение количественных показа-

телей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь  важнейших

качественных характеристик,  конкретизируемых  в  программах  или

прогнозах. Через  них  осуществляется  координация  перспективных

направлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потреб-

ностей и ресурсов. На основе программы  разрабатываются  среднес-

рочные планы, которые уже содержат не только качественные  харак-

теристики, но и  количественные  показатели,  детализированные  и

конкретизированные с точки зрения выбора средств  для  реализации

целей, намеченных в рамках стратегического планирования.

В системе стратегического планирования в зависимости от  ме-

тодологии и целей обычно различают  долгосрочное  планирование  и

стратегическое планирование.

В системе долгосрочного планирования используется метод  эк-

страполяции, то есть истользование результатов показателей  прошлого периода и на основе постановки оптимистических  целей  расспространение несколько завышенных показателей на будущий период.

Здесь делятся расчет на то, что будущее будет лучше  прошлого.

В системе долгосрочного  планирования  цели  претворяются  в

программы действий, тактические планы и бюджеты , планы прибылей,

разрабатываемые для каждого из главных подразделений  фирмы.  За-

тем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими под-

разделениями и определяются отклонения фактических показателей от

запланированных.

Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80% круп-

нейших японских корпораций, где планирование организуется следую-

щим образом:

* выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируется политика долгосрочного развития.

* одновременно принимаются среднесрочнные планы для  объеди-

нения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов.

* Высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а

последнее разрабатывает количественные планы достижения  этих  це-

лей методом "снизу вверх".

Стратегическое планирование  ставит  целью  дать комплексное

научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в

предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели раз-

вития фирмы на плановый период.

В основу при разработке стратегического плана кладется:

* анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выяснением тенденций и факторов, влияющих на  развитие  соответ-

ствующих тенденций;

* анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении , насколько конкурентноспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для  повышения  результатов работы в конкретных направлениях, если  будет  следовать

оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;

* выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности  и  определение  приоритетов  по

конкретным видам деятельности с точки зрения ее  эффективности  и

обеспеченности ресурсами;

*  анализ  направлений  диверсификации  видов  деятельности,

поиск новых более  эффективных  видов  деятельности и  определение

ожидаемых результатов.

При выборе стратегии необходимо  иметь  в  виду,  что  новые

стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах  биз-

неса должны соответствовать  накопленному потенциалу фирмы.










-Алексеева М.М.  Планирование деятельности. М.: Финансы и статистика.

1999.

                             б ) среднесрочное  планирования


Среднесрочне планы чаще всего охватывают пятилетний срок как

наиболее соответствующий периоду обновления произвоственного ап-

парата и ассортимента продукции. В них формулируются основные за-

дачи на установленный период, например, производственная  страте-

гия фирмы в целом и каждого подразделения(реконструкция и  расши-

рение производственных мощностей, освоение новой продукции и рас-

ширение ассортимента); стратегия сбыта(структура сбытовой сети  и

ее развитие, степень контроля над рынком  и  внедрение  на  новые

рынки, проведение мероприятий, содействующих  расширению  сбыта);

финансовая стратегия(объемы и направления  капиталовложений,  ис-

точники финансирования, структура портфеля ценных бумаг);  кадро-

вая политика( состав и структура  кадров,  их  подготовка  и  ис-

пользование); определение объема и структуры  необходимых  ресур-

сов и форм материально-технического снабжения и учетом внутрифир-

менной специализации и кооперирования производства.  Среднесрочные

планы  предусматривают  разработку  ив  определенной   последова-

тельности мероприятий, направленных на достижение целей, намечен-

ных  долгосрочной  программой развития.

Среднесрочнй план обычно содержит количественные показатели,

в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приволят-

ся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные  о  капита-

ловложениях и источниках  финансирования.  От  разрабатывается  в

производственных отделениях.




                                      в)  Текущее планировании.

Текущее планирование осуществляется путем  детальной  разра-

ботки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных под-

разделений в международном масштабе, в частности, программ марке-

тинга, планов по научным исследованиям, планов  по  производству,

материально-техническому снабжению. Основными  звеньями  текущего

плана производства являются календарные планы, которые  представ-

ляют собой детальную конкретизацию целей  и  задач,  поставленных

стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы  произ-

водства составляются на основе сведений о наличии заказов,  обес-

печенности их материальными ресурсами, степени загрузки произвос-

твенных мощностей и их использовании с учетом обусловленных  сро-

ков исполнения каждого заказа. В календарных планах  производства

предусматриваются расходы на  реконструкцию  имеющихся  мощностй,

замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабо-

чей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг вклю-

чаются показатели по экспорту продукции, заграничному  лицензиро-

ванию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Реализация оперативных планов  осуществляется  через  системы

бюджетов или финансовых планов, которые  составляются  обычно  на

год или на более короткий срок по каждому отдельному  подразделе-

нию - центру прибыли, а затем консолидируются  в  единый  бюджет,

или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе  прогноза

сбыта, что необходимо для достижения намеченных  планов  финансо-

вых показателей. При его составлении прежде всего учитываются по-

казатели, разработанные в стратегических или оперативных  планах.

Через бюджет осуществляется  взаимосвязка  между  стратегическим,

текущим и другими видами планирования.

Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного  пла-

на в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и  финан-

совый планы, давая возможность предвидеть конечный результат дея-

тельности, то есть размеры и норму прибыли. Составление  бюджетов

занимаются обычно различные службы или специальные секторы.  Осо-

бые комитеты, состоящие из высших администраторов,  рассматривают

уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет  ответ-

ственость за эффективность методов по его разработке. Основу люд-

жета составляет прогноз продаж и  исчисление  издержек  производ-

ства. На основе прогноза продаж составляются  планы  производства,

снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций,

финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает  все

стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах  отде-

лений и предприятий фирмы,  поэтому  он  служит  также  средством

координации работы всех звеньев фирмы.






3. Организация планирования.


Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх).

 По методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [29, с. 236]*

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

*Басовский Л.Е. Планирование. Учебное пособие. М.:1999.

                                               Заключение.


Содержание внитрифирменного планирования как функция  управ-

ления крупной фирмой состоит в обоснованном определении  основных

направлений и пропорций  развития  производства  с  учетом  мате-

риальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность пла-

нирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и

каждого подразделения в отдельности на установленный период,  оп-

ределения хозяйственных задач, средств их  достижения,  сроков  и

последоватльности реализации, выявления материальных, трудовых  и

финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

     Таким образом, назначение планирования как функции менеджме-

нта состоит в стремлении заблаговременно  учесть  по  возможности

все внутренние и внешние  факторы,  обеспечивающие  благоприятные

условия для нормального функционирования и развития  предприятий,

входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса  мероп-

риятий, определяющих последовательность достижения конкретных це-

лей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ре-

сурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэ-

тому планировние призвано обеспечить взаимоувязку между отдельны-

ми структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологи-

ческую цепочку: научные исследования и разработки,  производство

и сбыт.  Эта деятельность опирается на выявление и  прогнозирова-

ние потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и

перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры.  Отсюда  вытекает

необходимость увязки пранирования с  маркетингом  и  контролем  с

целью постоянной корректировки показателей производства  и  сбыта

вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополиза-

ции рынка, тем точнее компании могут определить  его  размеры  и

воздействовать на его развитие.

     Внутрифирменное планирование в рамках крупных компаний охва-

тывает как текущее, так  и  перспективное  планирование,  осущес-

твляемое в виде прогнозирования и программирования.

       Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; опреде-

ление политики; разработку мер и мероприятий;  методы  достижения

целей; обеспечение основы для принятия  последующих  долгосрочных

решений.


                                      Список литературы.


1.     Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы

и статистика. 1999.

     2. Балабанов И.Т. Анализ и планирование. М.: Финансы и статистика.   

         1999.

     3. Басовский Л.Е. Планирование. Учебное пособие. М.: 1999.

4.     Введение в рыночную экономику А.Я. Лившиц  М., 1999.

5.     Менеджмент И.Н.Герчикова   М., “Банки и биржи”, 2000.

6.     Менеджмент . Толчин А.Г.  М., 2001.

7.     Основы маркетинга Котлер Ф. пер с англ. М.,”прогресс” 1998.

8.     Прогнозирование и планирование. Учебное пособие для вузов./ Морозова Т.Г, Пикулькин А.В. М.: Юнити. 2000.

9.     Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование.

Под редакцией В.А.Богомолова, В.Я. Рейгасс  М., МГАП “мир книги”,2002.

10. Финансы маркетинга.  Стаянова Е.С  М.,”Перспектива” 1999.















Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.