1. проверить параметры подводимых к
двигателю энергоносителей. Холодную обкатку производить после замены блока
цилиндров, коленчатого вала, распределительного вала, одного или нескольких
поршней или гильз, более половины вкладышей коренных и шатунных подшипников,
а так же более 2 поршневых колец; температура подаваемая в двигатель должна
быть не менее 80 градусов, давление масла - не ниже 0,1 МПа (1кгс/см)
при минимальной частоте вращения холостого
хода, и о,4-0,55 МПа (4-5,5 кгс/см2 ) при-2600 об/мин. Температура
воды должна быть в пределах 50-55 градусов (стенд для испытания двигателя.
2.Установить скобу останова двигателя в
положение выключенной подачи, включить электродвигатель стенда и произвести
холодную обкатку двигателя, по режиму приведённому в таблице 2.1.
Таблица2.1.
Параметры обкатки
двигателя
№№ПП
Частота
вращения коленчатого вала об/мин
Время,
мин.
1
2
3
4
5
600
800
1000
1200
1400
2
3
5
5
5
3.Снять крышки головок блока цилиндров и
проверить подачу масла к подшипников коромысел клапанов (головка сменная 13
мм, ключ с присоединительным квадратом )
4.Проверить герметичность уплотнений
форсунок в головках цилиндров. Течь топлива не допускается.
5.Проверить давление и температура масла в
системе смазки. Температура должна быть в пределах 80-85 градусов, а давление
0,1 МПа ( 1 кгс/см) При частоте вращения коленчатого вала 600 об/мин. (стенд)
6.Проверить герметичность всех систем
двигателя. Выбрасывание и подтекание воды, топлива, масла, а так же прорыв
газа в местах соединения не допускается.
7.Произвести подтяжку болтов крепления
головок блока цилиндров. Величина момента затяжки болтов 160-190Н.м (
16-19 кгс.м) (головка сменная 19мм, ключ с присоединительным квадратом, ключ
динамометрический ПИМ-1754)
8.Проверить, при необходимости
отрегулировать зазоры в клапанном механизме. Зазор должен быть в пределах
0,20-
0,25 мм для впускного
клапана и ,35-0,40 мм для выпускного клапана. Проверку и регулировку
выполнять в следующей последовательности:
- выключить подучу
топлива;
- установить фиксатор
маховика в нижнее положение;
- повернуть коленвал по
ходу вращения пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком;
- проверить положение
меток на торце корпуса муфты опережения впрыска и фланце ведущей полумуфты
привода ТНВД. Если риски находятся в низу вывести фиксатор из зацепления с
маховиком
провернуть коленчатый
вал на еще один оборот, при этом фиксатор должен войти в зацепление с
маховиком,
- установить фиксатор
маховика в верхнее положение;
- повернуть коленчатый
вал по ходу вращения на угол 60 градусов. (поворот маховика на угловое
расстояние между соседними отверстиями соответствуют повороту коленвала на
30 градусов, т.е. в положение 1, при этом клапаны 1ого и 5ого цилиндров
закрыты. (штанги клапанов проворачиваются от руки)
- проверить затяжку гаек
крепления стоек коромысел регулируемых клапанов, величина момента затяжки
гаек 42-54 Н.м ( 4,5-5,4 кгс.м)
- проверить щупом зазор
между носками коромысел и торцами стержней клапанов 1 и 5 цилиндра. Щуп
толщиной 0,2 мм для впускного и 0,3 мм для выпускного клапанов, должен
входить свободно, щуп толщиной 0,25 мм для впускного и 0,35 мм для
выпускного – с усилием;
- для регулировки
ослабить стопорную гайку регулировачного болта, и установить в зазор щуп
нужной толщины, вращая винт отвёрткой, установить требуемый зазор;
- проворачивая
коленчатый вал на 180 градусов по ходу вращения, отрегулировать зазоры в
клапанных механизмах: 2-го и 4-го, 6-го и 3-го, 7-го и 8-го цилиндров.
(головка сменная 13 мм, ключ с пересоединительным квадратом, приспособление
для регулировки клапанов, набор щупов №2, рукоятка динамометрическая модель
131М, рычаг для поворота коленвала)
9. Установить крышку
головки блока с прокладкой и завернуть болт крепления крышки. Величина
момента затяжки болта крепления 17-22 Н.м (1,7-2,2 кгс. м) (головкам 13 мм,
ключ с присоединительным квадратом, рукоятка динамометрическая модель 131М)
10.Проверить, при
необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива для чего:
- провернуть коленчатый
вал двигателя до смещения меток на корпусах ТНВД и автоматической муфты
опрежения впрыска топлива;
- провернуть коленчатый
вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке со
стороны маховика);
- подготовить фиксатор
маховика и проворачивать коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока
фиксатор не войдёт в глубокий паз. Если в этот момент метки на корпусах
ТНВД и автоматической муфты совместятся, угол опережения впрыска топлива
установлен правильно. Фиксатор перевести в мелкий паз;
- если метки не совместятся
произвести регулировку угла опережения впрыска топлива, для чего следует:
- ослабить верхний болт
ведомой полумуфты привода, повернуть коленчатый вал по ходу и ослабить
второй болт;
- развернуть муфту
опережения впрыска топлива за фланец ведомой полумуфты привода направлений,
обратному вращению, до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение муфты
правое со стороны привода);
- опустить фиксатор в
глубокий паз и повернуть коленчатый Ваал двигателя по ходу вращения до
совмещения фиксатора с отверстием на маховике;
- медленно провернуть
муфту опережения впрыска за сланец ведомой полумуфты в направлении вращения
привода ТНВД до совмещения меток на корпусах насоса и муфты опережения
впрыска. Завернуть верхний болт полумуфты привода, установить фиксатор в
мелкий паз, провернуть коленчатый вал и завернуть второй болт;
- проверить правильность
установки угла опережения впрыска, для чего подготовить фиксатор маховика и
повернуть коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор не
войдёт в глубокий паз. Если в этот момент метки на корпусах ТНВД и
автоматической муфты совместятся, угол опережения впрыска установлен
правильно;
- перевести фиксатор
маховика в мелкий паз; (головкам 13 мм, ключ с перисоединительным
квадратом,ключи гаечные кольцевые 17 и 19 мм, рычаг для проворота
коленчатого вала двигателя)
2.3.Горячая обкатка
двигателя
После холодной обкатки
двигателя всегда производится горячая обкатка двигателя. Приработка
двигателя только в режиме «горячей» обкатки осуществляется только после
замены менее половины вкладышей коренных или шатунных подшипников или по
одному поршневому кольцу не более чем в двух цилиндрах.
1.Проверить параметры
подводимых к двигателю энергоносителей. Температура масла, подаваемого в
двигатель должна быть не ниже 80+5 градусов, давление масла – не ниже 0,1
МПа (1 кгс/см2 ) при минимальной частоте вращения холостого хода
и 0,4-0,55 МПа (4-5,5 кгс/см2 )- при частоте вращения 2600
об\мин. Температура воды должна быть 50+5 градусов.(стенд испытания
двигателя)
2.Установить скобу
останова двигателя в положение выключенной подачи, включить
электродвигатель стенда и произвести «горячую» обкатку двигателя по режиму,
приведенному в таблице 2.2. (стенд)
Таблица 2.2.
РЕЖИМЫ ГОРЯЧЕЙ ОБКАТКИ
ДВИГАТЕЛЯ
№№
П/П
№
этапа
Число оборот
коленвала, об/мин
Нагрузки в л.с.
Время
Мин.
1
2
3
4
5
6
7
8
6
7
8
9
10
11
12
13
1400
1600
1800
2000
2200
2400
2600
2600+/-20
0
30
60
90
120
150
180
190
10
10
10
10
10
5
5
8
3.Повторить работы
3-10 (холодная обкатка двигателя)
4.Проверить стенд
максимальные обороты двигателя, которые должны быть не более 2930
об/мин.(стенд)
5.Проверить
минимальные обороты холостого хода двигателя, которые должны быть не
более 600 об/мин. (стенд)
6.Проверить
устойчивость работы двигателя на минимальные оборотах холостого хода и
при необходимости отрегулировать минимальные обороты холостого хода
вращением регулировочного болта. При проверке повысить обороты до
1400-1500 об
\мин и резко сбросить
обороты на минимум.(ключ гаечный открытый 12 мм, отвёртка 0,8 мм )
7.В случае устранения
неисправностей, связанных с заменой головки цилиндра или других деталей,
замена которых требует снятия головки, после снятия её для осмотра
деталей цилиндро-поршневой группы, а так же замены масляного, водяного
или топливного вала, картера маховика, передней крышки блока, а так же
после переборки двигателя без замены агрегатов, узлов и деталей
произвести обкатку двигателя в режиме повторных испытаний, режимы которых
приведены в таблице 2.3. (стенд)
Таблица 2.3.
Режимы
обкатки двигателя
№№
П/П
Число оборотов
об/мин
Нагрузка в л.с.
Время мин
1
1000
1800
2000
2200
2400
0
60
90
120
150
5
10
5
5
5
2.4КОНТРОЛЬНАЯ
ПРИЁМКА ДВИГАТЕЛЯ
1.После обкатки двигатель проходит, контрольные
испытания и производится его приёмка представителем ОТК. Режимы
контрольных испытаний двигателя приведены в таблице 2.4.(стенд)