Рефераты. Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс

·                   должна быть развита прямая и обратная связь между производс­твом и его итогами, реализацией продукции и услуг;

·                   Россия должна активно входить с конкурентной продукцией на рынок информации;

·                   внутренняя и внешняя среда организации должна развиваться в соответствии с требованиями рынка и новых управленческих систем.

         Некоторые из них стоит рассмотреть более обстоятельно. Речь идет главным образом об управленческих отношениях, которые, по мнению академика Л.И. Абалкина, являются составной частью орга­низационно-экономических отношений. Последние включают формы и виды управления, механизм реализации решений, поиск оптималь­ных путей совершенствования управленческих корпоративных воз­действий на всю систему рыночных и внерыночных связей.

Рассмотрим вопрос об этапах использования информацион­но-технологических активов (термин предложен И.А. Стрельцом) в корпоративных структурах. Стрелец И.А. полагает, что модель зре­лости системы таких активов должна проходить следующие уровни [9, С. 82.1].

Первый уровень — «хаотичный», когда отсутствует формальное описание процедур управления через информационные технологии.

Второй уровень — «реактивный»: в организации появляются ос­новные технологии мониторинга оборудования, системы инвентари­зационного учета и т.д.

Третий уровень — «проактивный»: инструменты управления слишком сложны для персонала, чтобы дать фирме максимальные возможности управлять процессами (производительностью и т.д.).

Четвертый уровень — «предсказательный»: инструменты управ­ления сильно интегрированы в бизнес-планирование.

Пятый уровень — «интегрированный»: информационные технологии становятся неотъем­лемой частью управления предприятием.

Можно согласиться с таким предложением автора. Однако нужно подчеркнуть, что российские предприятия находятся на начальной стадии внедрения информационных технологий в процесс управления, примерно типичным является второй этап, когда информационные технологии применяются для частичного мони­торинга производственно-хозяйственной деятельности фирмы.

По мнению Г.А. Титоренко, в крупных организациях сложились две формы управления: централизованная и децентрализованная [6, С. 19].

Организации с централизованным управлением характеризуются распределением функций и полномочий среди структурных подраз­делений с жесткой координацией производственно-хозяйственной деятельности в аппарате управления.

Децентрализованная форма характеризуется выделением внутри ор­ганизации стратегических единиц бизнеса или центров прибыли, дея­тельность которых поддается самостоятельному планированию и имеет свой бюджет. В этом случае аппарат управления отделениями наделяет­ся достаточно широкими полномочиями, на него возлагается ответст­венность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, за конкурентоспособность продукции компании. Для высшего же руководства создаются реальные возможности заниматься долгосрочным планированием и расширяющимися внешними контактами.

В первом и во втором случаях корпоративность системы формируется за счет организационных, технологических, информационных и других связей, объединяющих территориально рассредоточенные отделения, построенные на разнообразных технологических платформах, по горизонтали и вертикали.

Основное отличие двух типов управления крупными организа­циями заключается в организации автоматизированной информационной технологии.

При централизованном управлении, технология ориентирована на концентрацию информационных  ресурсов в головном предприятии с жест­кими ограничениями по уровням доступа к корпоративным данным.

При децентрализованном управлении наряду с концентрацией ин­формации в корпоративных хранилищах данных выделяются инфор­мационные сегменты для каждой локальной вычислительной сети филиала или отделения.

Для эффективного управления крупными организациями, имею­щими большое количество филиалов, строится корпоративная вы­числительная сеть, на основе которой формируются информацион­ные связи между локальными вычислительными сетями отдельных структурных подразделений.

Корпоративная вычислительная сеть — это интегрирован­ная, многомашинная, распределенная система одного предприятия, имеющего территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структур­ных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

Рассмотрим типо­вую укрупненную схему информационных потоков в рамках централизованной корпоративной системы (см. Приложение 1).

В данной схеме сделан акцент на внутренние связи, рынок рассмотрен слабо, не выделена экономическая информация, а говориться обо всей информации.

Для наиболее эффективного управления работой фирмы необходи­мо иметь достаточную информацию о положении дел на предпри­ятии и возможность оперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого руководитель фирмы и другие ответственные лица должны постоянно иметь оперативную и достоверную информацию. Возникает необходимость организовать управление деятельнос­тью фирмы таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими в целях четкого и слаженного взаимодействия.

Требования, предъявляемые в настоящее время к системам управления, могут быть удовлетворены только на базе современных средств автоматизации управления и организации информационной технологии.

Благодаря высокопроизводительным и экономичным микро­процессорам информационно-вычислительные ресурсы приближа­ются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, адми­нистраторов, инженеров и других категорий работников фирмы.

Развитие систем телекоммуникаций, и в частности, техноло­гий локальных вычислительных сетей позволило объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой информа­ции в единую внутрифирменную информационную систему. Наибо­лее эффективной системой информации считается система, осно­ванная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки данных, объединенных в единую информационную технологию.

Информационная технология управления фирмой предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработ­ки информации с использованием современной методологии и раз­личных процедур по обработке информации на базе организации ло­кальной вычислительной сети.

Организация локальной вычислительной сети и выбор комплекса технических средств (КТС) для создания информационной техноло­гии управления фирмой основывается на требованиях надежности, разветвленности (удаленности), быстродействия, защиты информации, гибкости структуры, размеров информационной базы данных особенностей применяемого программного обеспечения при определенной минимизации капитальных затрат на приобретение КТС и их эксплуатацию [6, С. 369].

По нашему мнению, в схеме основной акцент делается на централизацию управления. Между тем, переход к децентрализованным формам управления позволяет рассмотреть другой вариант схеме (см. Приложение 2).

Наконец особый вариант информационной базы фирмы типичен для сетевого предприятия (см.  2.2).

Современная информационная технология управления фирм является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информацион­ной системе экономического объекта для принятия оптимального управленческого решения, которое связано с основной функцией любого предприятия — выпуском готовой продукции с целью по­лучения экономических результатов от реализации этой продук­ции.

Центральное место среди задач управления с этой точки зре­ния занимает получение прибыли от результатов хозяйственной деятельности фирмы. Такой процесс управления фирмой можно представить в виде классической схемы (Сх. 1). 

Сх. 1. Схема управления фирмой

 

Контроль

 

 

Оперативный контроль получаемых результатов

 

Реализация

 

 

Реализация оперативного календарного плана

 

Планирование

Составление плана мероприятий, составление оперативного календарного плана, определение потребностей в ресурсах

 

Анализ

 

Анализ внешних факторов текущего состояния фирмы,

Определение (уточнение) конечных целей

 







Как следует из приведенной схемы, процесс движения от цели к результату является многоступенчатым. Он требует оперативной корректировки первоначального плана действий в зависимости от достигнутых промежуточных результатов. В общем случае конечный успех фирм зависит от многих факторов, часть из которых не подда­ется строгой формализации. В этих условиях информационное со­провождение управленческих процессов оказывается особенно ак­туальным.

Наличие системы, автоматизирующей сбор, подготовку и обра­ботку информации, является одним из необходимых условий, опре­деляющих конечный успех деятельности предприятия. Уже сегодня очевидно, что самыми преуспевающими в деловом мире являются те фирмы и корпорации, которые в состоянии быстрее всех собрать информацию, обработать, проанализировать ее и на основе этого принять оптимальное управленческое решение, т.е. использующие современные информационные технологии. При этом максималь­но эффективной автоматизированной системой является та, кото­рая охватывает все взаимосвязанные многогранные бизнес-процес­сы, все аспекты внутренней и внешней хозяйственной деятельности, т.е. комплексные автоматизированные процессы. Однако при выбо­ре современной информационной технологии управления фирмой следует учитывать, что ни одна из них, какой бы совершенной она ни была, не сможет функционировать в условиях недостаточно четко  регламентированной технологии управления в рамках каждого бизнес-процесса. Управление фирмой будет иметь много специфи­ческих особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую дея­тельность, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции — предметов народного потребления или средств производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.