Содержание
Введение
1. Роль предприятия в инновационной стратегии республики
2. Анализ управления финансовыми ресурсами в условиях индустриально-инновационной стратегии (на примере ТОО «Тенгиз-Шевройл»)
3. Совершенствование процесса управления финансами на предприятии при инновационной политике в Казахстане
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Важность правильной инновационной политики на предприятиях определяется рядом факторов. Прежде всего, поскольку эффект принятия инвестиционных решений может сказываться в течение нескольких лет, это приводит к определенным ограничениям. С одной стороны, предприятие обладает ограниченными инвестиционными ресурсами. Это толкает предприятие на инвестиции в недорогие малопроизводительные технологии. Другой аспект инвестирования - это своевременность, т. е. основные средства должны быть в полной готовности именно тогда, когда они нужны.
Процесс инновационного развития играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования, заслуживает серьезного внимания.
Цель реферата заключается в обосновании сущности и роли предпринимательской деятельности в условиях инновационного развития страны.
Объект исследования - предприятие, которое осуществляет инвестиционную деятельность.
Предметом исследования является изучение инновационной политики предприятия.
Структура реферата: введение, три пункта, заключение, список использованных источников.
Одной из основных характеристик современного экономического развития является его неравномерный характер, обусловленный процессом периодического замещения технологий, созданных на основе передовых на определенном этапе времени научно-технических разработок. В момент смены технологических укладов страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и утратой квалификации работников, занятых в прежних производствах. В то время как страны, успевшие создать заделы в формировании новой производственно-технологической системы, становятся центрами притяжения капитала, уходящего из традиционных сфер приложения.
Стратегия направлена на наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях постиндустриального развития, что должно способствовать получению в будущем принципиальных конкурентных преимуществ.
Основными направлениями должны стать:
1. Содействие в формировании высокотехнологичных производств, в том числе в создании эффективной системы трансферта технологий как зарубежного, так и межотраслевого.
2. Создание и поддержка деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры (технопарков, национальных научных центров, научно-технологических зон и т.п.) в городах, где имеется сеть научно-технических и промышленных организаций и предприятий с высоким научно-технологическим потенциалом.
3. Использование существующего научно-технического потенциала в развитии передовых, с точки зрения постиндустриальной экономики, отраслей.
Казахстан уже сегодня обладает научной базой, позволяющей развивать наукоемкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений, в том числе:
биотехнологии (новые сорта и генотипы сельскохозяйственных культур и животных, штаммы бактерий и др.);
ядерные технологии;
космические технологии;
создание новых материалов, химических продуктов и др.
4. Создание необходимых условий для проведения исследований в области современных научно-технических направлений, таких, как:
новые материалы и химические технологии;
информационные технологии.
5. Совершенствование законодательной базы, направленное на стимулирование инновационной деятельности научно-технических и производственных организаций и предприятий, привлечение инвестиций в сферу науки и инноваций, скорейшее вхождение инноваций в промышленность и сферу услуг[1].
Одной из важных задач Стратегии является реализация целевых инвестиционных и научно-технических программ, регулирование инвестиционной и стимулирование инновационной активности, что потребует пересмотра и определенной перестройки действующей системы государственного управления индустриально-инновационным развитием.
Для достижения целей, определенных Стратегией, необходимо создание новых и укрепление существующих государственных институтов развития, а именно: Казахстанского инвестиционного фонда, Банка Развития Казахстана, Инновационного фонда, Корпорации по страхованию экспорта.
В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.
Целью Казахстанского инвестиционного фонда (КИФ) является оказание финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики путем долевого и неконтрольного участия в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом.
Основной задачей Банка Развития Казахстана будет финансовая поддержка инициатив частного сектора и государства (в части инфраструктурных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами.
Инновационный фонд призван стимулировать венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция особенно важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей экономики, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие. Таким образом, главной целью деятельности фонда должно стать содействие росту инновационной активности, развитию высокотехнологичных и наукоемких производств в Республике Казахстан.
Зарубежный опыт показывает, что в системе генерации новых знаний все виды научных исследований имеют одинаковое значение, и отдавать специальный приоритет только прикладным научным исследованиям нецелесообразно. Кроме того, повышение производительности труда и капитала, а значит, и конкурентоспособности экономики, невозможно без создания и укрепления собственного научно-технического потенциала.
2. Анализ управления финансовыми ресурсами в условиях
индустриально-инновационной стратегии
(на примере ТОО «Тенгиз-Шевройл»)
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления[2].
Успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
Для обоснования отдельных предложений по совершенствованию методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках.
В целом в результате реализации Стратегии к 2015 году экономика страны должна быть подготовлена к переходу к сервисно-технологическому развитию.
Стратегия индустриально-инновационного развития должна обеспечить достижение целей, определенных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан на период до 2010 года, а также создать основы формирования в последующие годы казахстанской экономики сервисно-технологической направленности.
Главной целью Стратегии является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.
Приоритетами индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств.
Крупнейшим нефтяным предприятием в Казахстане является «Тенгиз-Шевройл», совместное предприятие с участием Shevron Texaco (50 процентов), Exxon-Mobil (25 процентов), «Казахойл» (20 процентов) и «Лук-Арко» (5 процентов), вложившие в казахстанскую нефть 20 млрд. долларов и в настоящее время, добывающее около 290000 бареллей в день.
ТШО неуклонно следует курсу увеличения использования казахстанских товаров и услуг. Чтобы скоординировать усилия в этом направлении, компания создала единую организацию по регулированию работ с поставщиками, централизовав тем самым все свои действия по приобретению материалов. Одной из задач этой группы является увеличение использования ТШО казахстанских товаров и услуг, с одновременным обеспечением максимально эффективной работы компании со всеми поставщиками.
На стадии оценки контрактов ТШО также рассматривает планы западных потенциальных подрядчиков на предмет подготовки и привлечения казахстанских специалистов, субподрядчиков и поставщиков.
Вокруг ТШО сформировался целый ряд местных компаний, которые выполняют работы на отдельных проектах.
Страницы: 1, 2