Содержание
Введение. 3
1. Общее понятие субъектов управления в регионах. 4
2. Общие субъекты управления развитием территории в регионах. 7
3. Специальные субъекты управления развитием территории в регионах. 15
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 29
Социальное управление как вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей) и социально историческими условиями конкретного общества.
При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни – политическую, экономическую и духовную сферы.
Социальное управление включает два основных подкласса – управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое), управление социально-культурной сферой и управление материальным производством. Процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их реализации) и управленческую (оперативно- исполнительскую преимущественно направленную на технологическую организацию объекта управления). Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности, возникая из отношений между людьми и социальными группами, обществом и его частями – субъектами наделенными сознанием и волей. Общие функции власти конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач.
Субъект управления – важнейшая фигура в процессе управления, именно от него зависит эффективность процесса управления. В России существует несколько уровней субъектов управления развитием территории – федеральный, региональный, местный. Предметом рассмотрения данной работы будет субъект управления среднего звена – региональный.
Коль скоро управление развитием территорий — это один из видов управления, то для анализа необходимо с известной долей относительности выделить и отдельно рассмотреть основные элементы, реализующие функции управления, и прежде всего, субъекты управления. Все дальнейшие рассуждения будут осуществляться в рамках региона, т. е. рассматриваем регион как самоуправляемую территориальную социально-экономическую систему, по отношению к которой все остальные системы считаются внешними.
Главный субъект и одновременно объект управления — население региона, которое в условиях реального управления несет в себе совершенно новые качества, не свойственные понятию населения. Население, которое осуществляет управление, по существу, находится на более высокой социальной ступени развития (самоуправлению необходимо еще научиться), поэтому это новое качественное состояние населения “достойно” отдельного термина. Население региона, которое осуществляет свое право на участие в управлении государством и местное самоуправление, будем называть местным сообществом. В странах Европы используется термин “местные коммуны” или просто “коммуны”. В соответствии с нашей терминологией можно сказать, что сообщество определенного региона — основной субъект и одновременно объект управления.[1]
В тех случаях, когда местное сообщество не имеет технической и организационной возможности осуществлять управление непосредственно, оно передает часть функций и полномочий по осуществлению регионального самоуправления от своего имени государственным и муниципальным органам. В этом случае данные органы выступают в роли субъекта управления.[2] В подавляющем большинстве российских регионов местное сообщество формирует региональные органы государственной власти.
При анализе системы управления развитием региона нельзя не учитывать тот факт, что на развитие региона влияют и иные реальные экономические и политические силы, которые в общем случае могут рассматриваться в качестве субъектов управления развитием наряду с органами государственной власти соответствующего субъекта России. К таковым прежде всего следует отнести органы государственной власти России и органы регионального самоуправления.
Теоретически возможны случаи, когда в качестве субъекта управления развитием региона могут, выступать органы государственной власти соседних местных сообществ (регионов). Этот вариант реализуется в тех случаях, когда данное местное сообщество по каким-либо причинам не может осуществлять управление в полном объеме и часть своих полномочий передает иным структурам, в том числе и соседнему местному сообществу.
Вводя столь широкое толкование субъекта управления, мы хотим подчеркнуть, что органы государственной власти субъекта РФ не являются единственными субъектами управления на территории региона. Косвенными, но реально оказывающими влияние на развитие региона субъектами могут быть не только органы государственной власти РФ и органы регионального самоуправления, перечисленные выше, но и не являющаяся официальной промышленная, финансовая или духовная элита региона.
В современной российской практике представители городской научной, промышленной, финансовой элиты не стремятся попасть в представительный орган субъекта РФ, но влияние свое оказывают или непосредственно, или через созданные для этих целей добровольные объединения (совещательные органы); например, стало распространенным создание советов директоров. Особенно это было характерно для городов, в которых социальная сфера содержалась и обслуживалась крупными предприятиями.
Решения совета директоров еще до недавнего времени не носили обязательного характера, однако любой глава региона хорошо знает цену этих “необязательных” решений и, как правило, стремится прислушаться к мнению совета директоров.
Таким образом, в широком смысле термина “субъект управления” можно говорить о том, что на территории региона может одновременно оказывать управленческое воздействие (прямое или косвенное) целая система субъектов управления, имеющих различные интересы. Наличие системы субъектов управления с разными целями — одна из особенностей территориального управления. Особенно ярко эта особенность регионального управления проявляется в сфере управления комплексным социально-экономическим развитием региона.[3]
В связи с этим в структуре органов регионального управления должна найти отражение функция управления развитием субъекта с учетом особенностей, о которых говорилось выше. Необязательно, чтобы это было отдельное структурное подразделение, однако эта функция должна быть закреплена за отдельным должностным лицом. Очевидно, что с учетом необходимых полномочий этим должностным лицом, принимающим решения в отношении комплексного развития, должен быть или глава субъекта РФ или его заместитель, а в структуре органов регионального управления должны быть сформированы соответствующие органы, в функциях которых закрепляется разработка управленческих решений в сфере комплексного социально-экономического развития.
К числу общих субъектов управления развитием в регионах можно отнести высшие государственные органы власти РФ (Президент, Правительство, Федеральное Собрание), поскольку принимаемые ими решения и нормативные акты затрагивают сферу управления развитием территорий в наибольшей степени, ибо именно они создают экономический и политический климат в стране. Однако в свете данной работы рассматривать полномочия данных органов нецелесообразно.
В Российской Федерации существует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
– мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;
– разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;
Страницы: 1, 2, 3, 4