Рефераты. Средства индивидуализации юридического лица как объекта интеллектуального права

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот. Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства, государственного органа, прокурора или общественной организации:

- прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством;

- опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

- удалить с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемое наименование места происхождения товара или сходное с ним до степени смешения обозначение либо уничтожить контрафактные товары, этикетки, упаковки.


Фирменное наименование.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности[7].

Структура фирменного наименования состоит из двух составляющих:

- сведения об организационно-правовой форме юридического лица;

- собственно наименование.

Это положение установлено нормами ГК РФ и специальными законами, регулирующими деятельность коммерческих организаций, а также подтверждено выводами судебно-арбитражной практики. Так в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 9 марта 2004 года по делу N КГ-А40/67-04 сказано:

«Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица»[8].

Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа, различных аббревиатур и тому подобного.

Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в коммерческом обороте. В качестве фирменного наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за исключением некоторых установленных законом ограничений. Так в частности, специальными правовыми актами регулируется использование таких наименований как «Россия», «Российская Федерация», «Москва» и производных от них слов и словосочетаний. В Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 года N 2355-1 «О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур» указано:

«наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением общественных объединений и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами Российской Федерации».

Кроме того, подпунктом 57 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации определен размер государственной пошлины, уплачиваемый за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация». Ее размер составляет десять тысяч рублей. Указанная государственная пошлина уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.

В отношении некоторых обозначений, которые могут быть включены в фирменные наименования, тоже существуют определенные правила, устанавливающие порядок и условия их использования. Так, например, слово «банк» и производные от него слова и словосочетания могут использовать в своих фирменных наименованиях только те организации, которым выданы лицензии на осуществление банковской деятельности. Это правило содержится в статье 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Также, существуют правила, ограничивающие использование слов «биржа» и «товарная биржа», которые содержится в статье 5 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 года N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям[9]. Итак, фирменное наименование должно:

1. Обладать различительной способностью.

Фирменное наименование должно быть новым и отличным от других, для того чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с иными коммерческими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.

При несоблюдении данных положений суд может признать незаконным использование фирменного наименования юридическим лицом[10].

2. Содержать указание на организационно-правовоую форму.

В силу требований п.2 ст.1473 ГК РФ, а также п. 2 ст. 87 ГК РФ, п. 2 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" фирменное наименование акционерного общества должно содержать обязательную часть, то есть указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое), а общества с ограниченной ответственностью - слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

3. Быть истинным.

То есть название фирмы должно отражать только те сведения, которые соответствуют действительности. Фирменное наименование должно являться правдивой характеристикой деятельности организации и не вводить в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции.

4. Быть постоянным.

Это означает, что фирменное наименование должно быть неизменным в течение всего времени пользования им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и при переходе предприятия от одного собственника к другому.

Итак, учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что в условиях развития рыночной экономики вопросы охраны фирменного наименование приобретают особую актуальность. Фирменное наименование является одним из основных способов индивидуализации юридического лица. Однако недостаточный уровень его правового регулирования порождает затруднения при практическом применении данного объекта интеллектуальной собственности.


Субъекты права на средства индивидуализации

Субъекты права на товарные знаки

Согласно ст.1478 ГК РФ:

«Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель»

Таким образом, среди субъектов прав на товарные знаки и знаки обслуживания законодатель выделяет две их категории:

- юридические лица;

- индивидуальные предприниматели.

Среди юридических лиц, занимающихся производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг, чья продукция требует индивидуализации для целей ее успешной реализации на рынке, необходимо отметить коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере) и обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В качестве основной цели своей деятельности коммерческие организации преследуют цель - извлечение прибыли.

Правом на товарные знаки и знаки обслуживания могут обладать и юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть организациями, не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, например государственной корпорации, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации.

Не являются субъектами прав на товарные знаки и знаки обслуживания филиалы и представительства юридических лиц, а равно их обособленные подразделения.

Физические лица могут быть обладателями исключительного права на товарный знак при условии их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, которая подтверждается соответствующим документом (свидетельством). В Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей могут быть зарегистрированы граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом иностранные граждане и лица без гражданства наделяются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

В случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица - обладателя права на товарный знак правовая охрана такого товарного знака прекращается на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности[11].

Правообладатель имеет право использовать товарный знак и запрещать его использование другими лицами. Без разрешения правообладателя использовать товарный знак запрещено. Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака). Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.