КУРСОВАЯ РАБОТА
Средства индивидуализации юридического лица как объекта интеллектуального права
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1.Правовое регулирование средств индивидуализации юридического лица 5
Глава 2. Объекты средств индивидуализации юридического лица 8
Товарный знак и знак обслуживания 8
Наименование места происхождения товаров 10
Фирменное наименование 12
Глава 3. Субъекты права на средства индивидуализации юридического лица……………………………………………………………………………….15
Субъекты права на товарные знаки 15
Субъекты права на наименование места происхождения товара 16
Субъекты права на фирменное наименование 17
Глава 4. Регистрация права на средства индивидуализации юридического лица……………………………………………………………………………….22
Регистрация товарного знака 22
Регистрация наименования места происхождения товара 26
Регистрация фирменного наименования 28
Заключение 31
Список используемых источников 33
Введение
Важное место среди объектов интеллектуальной собственности занимают средства индивидуализации юридического лица, продукции, (работ услуг). Экономическая жизнь современного общества невозможна без их активного участия, поскольку они являются важным средством идентификации производимых товаров или производящих эти товары лиц.
В соответствии с действующим российским законодательством к средствам, индивидуализирующим товары и услуги, отнесены товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а к средствам, индивидуализирующим участников гражданского оборота (юридических лиц), - фирменные наименования.
Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов. Прежде всего, в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами.
Предусмотренные законодательством санкции, которые были весьма незначительны сами по себе, реализовывались на практике с большими трудностями ввиду сложности и длительности судебной процедуры, отсутствия заинтересованности адвокатов в ведении подобных дел. В результате при массовых нарушениях авторских, изобретательских и патентных прав количество судебных дел данной категории было очень незначительным.
Реформа законодательства, посвященного охране интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР. В 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве, Закон СССР «Об изобретениях в СССР», Закон СССР «О промышленных образцах», Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также некоторые из развивающих их положения подзаконных актов. Хотя правовое регулирование, обеспечиваемое названными законами и иными правовыми актами, отличалось некоторой непоследовательностью и неполнотой, в целом их принятие знаменовало собой решительный переворот в рассматриваемой сфере.
В России к настоящему времени в основном завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. С вступлением в силу 1 января 2008 г. части четвёртой ГК можно считать законодательную базу об охране интеллектуальной собственности полностью завершённой.
Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые в истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества. Не секрет, что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав[1].
Безусловно, одной из причин такого положения является и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности. Новое российское законодательство об охране интеллектуальной собственности, как правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают браться за ведение довольно сложных дел данной категории.
Правовое регулирование средств индивидуализации юридического лица.
Правовая охрана средств индивидуализации осуществляется как международными нормативно-правовыми актами, так и национальным законодательством большинства стран мира. Ряд международных договоров содержит перечни обозначений или указания на объекты интеллектуальной собственности, выполняющие индивидуализирующие функции.
Парижская конвенция к средствам индивидуализации относит товарные знаки, знаки обслуживания, указания происхождения, наименования мест происхождения и фирменные наименования.
В Российской Федерации правовое регулирование средств индивидуализации юридических лиц и выпускаемой продукции или выполняемых услуг осуществлялось до 1 января 2008 года Федеральным Законом «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования места происхождения товара» № 3520-1 от 23 сентября 92(с изм.24.12.2002). Разработка этого документа осуществлялась на основании положений Лиссабонской конвенции об охране наименований мест происхождения товара и их международной регистрации от 31 октября 1958 года. Кроме того, нормативно-правовое регулирование фирменного наименования ранее осуществлялось документами, принятыми еще в Советском Союзе. К ним относятся: "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик", утвержденные Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года N 2211-1, Постановление Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров СССР от 22 июня 1927 года "О введении в действие положения о фирме". Но с 1 января 2008 г. правовое регулирование средств индивидуализации юридических лиц будет осуществляться целой главой части четвёртой ГК РФ.
Регулирование некоторых вопросов, касающихся товарных знаков, знаков обслуживания и мест происхождения товаров также осуществляется следующими нормативно правовыми актами:
1.Федеральным законом «о защите конкуренции» от 26 июня 2006г № 135-ФЗ.
Данный закон регулирует отношения, связанные с таким использованием объектов исключительных прав, которое направлено на ограничение конкуренции. Так, в частности, в п. 2 ст. 14 Закона о конкуренции сказано:
"Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг".
Кроме того, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона о конкуренции установлен запрет на продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
2. Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Законом о рекламе устанавливаются положения о недопустимости недостоверной рекламы, то есть рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара[2].
3. Таможенным кодексом Российской Федерации.
Регулированию деятельности таможенных органов, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена отдельная глава Таможенного кодекса Российской Федерации[3].
Наделение таможенных органов правом приостанавливать выпуск товаров в связи с обращением правообладателя отвечает нормам международного законодательства. Так в частности, нормы главы 38 Таможенного кодекса Российской Федерации регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, соответствуют положениям раздела 4 "Особые требования в отношении пограничных мер" части III "Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" от 15 апреля 1994 года. Нужно обратить внимание, что Российская Федерация в соглашении ТРИПС не участвует[4].
Кроме указанных законов, важную роль в процессе правового регулирования правоотношений по поводу средств индивидуализации играют Постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты. Эти документы призваны урегулировать частные вопросы, такие, как регистрация средств индивидуализации, сборы за их регистрацию и использование, передача исключительного права на товарные знаки, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров на товарный знак, признание товарного знака общеизвестным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7