Рефераты. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия
Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«Способы обработки экономической информации в анализе
хозяйственной деятельности предприятия»
МИНСК, 2008
1. Способ сравнения
1. l . Понятие и цели использования
способа сравнения. Виды сравнительного анализа
Сравнение
— это способ сопоставления однородных объектов с целью выявления между ними
общих черт или различий.
С помощью сравнения устанавливаются изменения в
уровне экономических показателей; изучаются тенденции и закономерности в их
развитии, на основании чего дается оценка результатов работы предприятия;
изучается влияние отдельных факторов; выявляются внутрипроизводственные
резервы.
Наиболее
типичные цели использования приема сравнения:
1.
Сопоставление плановых показателей текущего года с фактическими за предплановый
период – для изучения качества планирования, обоснованности и степени
напряженности плана.
План
по любому показателю хозяйственной деятельности анализируемого предприятия
будет считаться недостаточно обоснованным, если плановые показатели текущего
года будут на уровне (ниже) фактически достигнутых среднегодовых результатов за
3-5 предшествующих лет и ниже фактически достигнутого уровня в предыдущем году.
Однако, такой вывод будет справедлив только после изучения объективных и
субъективных причин этого явления.
2.
Сопоставление фактических показателей текущего года с
2.1.
плановыми – для контроля и оценки степени выполнения плана: определяется
процент выполнения плана абсолютное и относительное отклонение от плана;
2.2.
нормативными – для контроля за использованием материальных и
топливно-энергетических ресурсов.
Сравнение
этих показателей позволяет выявить абсолютную и относительную экономию или
перерасход этих ресурсов на производство продукции, определить упущенные
возможности увеличения выпуска и снижения себестоимости продукции, внедрять
ресурсосберегающие технологии;
2.3.
фактическими показателями прошлых лет – для определения динамики экономических
показателей: определяются базисные и цепные темпы их роста и прироста;
2.4.
достижениями науки и передового опыта других аналогичных предприятий – для
поиска резервов;
2.5.
средними показателями по району, области, среднеотраслевыми показателями – для
оценки достигнутых результатов и определения положения предприятия на рынке
среди других предприятий.
2.6.
с базисным их уровнем – для расчета влияния факторов на исследуемые
результативные показатели (аддитивные модели и подсчета резервов).
3. Сопоставление:
3.1.
параллельных и динамических рядов – для определения и обоснования наличия,
формы и направления взаимосвязи между исследуемыми показателями.
С
этой целью числа, которые характеризуют один из исследуемых показателей,
необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как
в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают
и в какой степени.
3.2. различных вариантов
управленческих решений – для выбора наиболее оптимального из них.
В
экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа.
Горизонтальный - используется для определения
абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых
показателей от базового.
Вертикальный
(структурный) — используется для изучения
структуры экономических явлений и процессов
путем
расчета:
удельного
веса частей в общем целом (удельного веса машин и оборудования в общей
стоимости основных производственных фондов);
соотношения
частей целого между собой (основных фондов и оборотных средств);
выявления
влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей путем
сравнения их удельного веса до и после изменения соответствующего фактора.
Трендовый — используется для определения
относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет по сравнению с
уровнем базисного года.
Одномерный
— сопоставления делаются по
одному или нескольким показателям одного объекта или по одному показателю
сопоставляются несколько объектов.
Многомерный — производится сопоставление
результатов деятельности нескольких предприятий (объединений) по широкому
спектру показателей для комплексной оценки хозяйственной деятельности.
Его
проводят:
вышестоящие
органы - для комплексной оценки результатов деятельности подведомственных им
предприятий или с целью проверки;
инвесторы
- для оценки финансового риска;
ученые-аналитики - при исследовании определенного экономического
процесса, явления.
Сложность
оценки результатов деятельности предприятий по целому комплексу показателей
состоит в том, что субординация предприятий по разным показателям будет
неодинаковой. Например, по уровню производительности - первое место, по
себестоимости продукции - третье, а по уровню рентабельности - пятое и т.д.
Поэтому для комплексной оценки результатов хозяйственной деятельности
предприятий широко используются алгоритмы, основанные на методе «суммы мест».
Но эти методики имеют существенный недостаток - в них не учитывается весомость
определенных показателей. Этот недостаток устраняется при использовании
методики многомерного сравнительного анализа, основанного на сопоставлении
абсолютных величин показателей каждого предприятия с показателями предприятия -
эталона.
Алгоритм
методики сравнительного многомерного анализа состоит из четырех этапов.
Этап
1.
Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты
хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и
формируется матрица исходных данных (табл. 1).
Исходные
данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих
состояние предприятия на определенную дату, так и тем-новых показателей,
характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде
коэффициентов роста.
Таблица
1
Матрица исходных данных
Номер
предприятия
Запас
безубыточности, %
Коэффициент
Рентабельность
Коэффициент
финансовой независимости
Доля
собственного оборотного капитала в сумме текущих запасов, %
ликвидности
оборачиваемости
продаж
Инвестированного
капитала
1
30
1,8
3,2
25
22
0,75
16
2
25
2,0
2,5
30
26
0,62
26
3
52
1,5
2,8
35
25
0,55
25
4
40
1,7
2,2
33
38
0,68
30
5
22
1,4
2,7
24
16
0,58
0
6
30
1,6
3,5
20
21
0,72
35
Весовой
коэффициент
2,0
1,0
1,5
1,2
1,8
1,3
1,6