Что касается
последних тенденций, то здесь следует выделить беспрецедентный рост в 2002 году
внешнеторгового оборота Германии с Китаем: экспорт вырос на 33,4%, а
положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 5,5%, составив 50,8
миллиардов евро. Это, скорее, отражает изменение экономической ситуации в
Китае. Таким образом, Китай становится потенциальным торговым партнером Германии,
так называемым «целевым рынком». Учитывая текущую ситуацию и высокий уровень
конкурентоспособности германской продукции по сравнению с китайской, можно
прогнозировать дальнейший рост внешней торговли с Китаем.[38]
Важное
экономическое значение как перспективный рынок сбыта для Германии приобретают и
страны Центральной и Восточной Европы. По данным федерального статистического
ведомства на их долю в 2000 году приходилось около 10% внешней торговли
Германии. Самыми крупными торговыми партнерами Германии в этом регионе являются
Польша, Чехия и Венгрия. Следует отметить, что Германия является основным
зарубежным инвестором в странах ЦВЕ, далеко опередив в общем объеме инвестиций
всех остальных членов Евросоюза. В определенной степени здесь сказываются
перспективы расширения ЕС на восток и стремление Германии стать бесспорным
лидером в расширенном Евросоюзе.
Одним из основных
направлений внешнеэкономической политики Германии является форсирование процессов
экономической интеграции в Западной Европе. Завершение формирования
интегрированного рынка к 70-м годам 12 западноевропейских стран позволило
Германии в силу высокой конкурентоспособности ее продукции через органы «Общего
рынка» проникнуть на рынки своих партнеров в Африке, Азии и Южной Америке. На
сегодняшний день Германия является одним из лидеров в мировой торговле
благодаря эффективной внешнеторговой политике, направленной на расширение
экономического влияния Германии путем создания благоприятных условий для сбыта
товаров за рубежом.