Рефераты. Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста

По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц часть трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, будет возрастать и в долго­срочной перспективе может достигнуть величины, равной величине трудовой пен­сии, финансируемой на распределительной основе.

В связи с этим необходимо предусмотреть с 2005 г. внесение изменений в по­рядок исчисления трудовых пенсий, финансируемых на распределительной осно­ве. Относительная величина части пенсий, назначаемых на распределительной ос­нове, должна постепенно уменьшаться по мере возрастания части пенсий по накопительной схеме.

В основе применения условно-накопительных счетов лежит принцип регистра­ции взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальном лице­вом счете каждого работника таким образом, как если бы эти взносы составляли реальные пенсионные накопления. В частности, производится индексация взносов, отраженных на условно-накопительном счете, или условное начисление на них процентов по согласованным ставкам.

Предполагается поэтапное внедрение в государственное пенсионное страхование накопительных элементов финансирования пенсий. Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми условиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Предполагается рас­смотреть вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда на основании применения действующих в настоящее время Списков № 1 и 2 произ­водств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней про­фессиональных рисков. Эти критерии целесообразно применять как обязательное условие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пен­сию на основе Списков № 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степе­ни фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника.

Введение дополнительного тарифа страховых взносов должно быть синхрони­зировано с проведением налоговой реформы, предполагающей снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда. Дополнительный тариф страховых взносов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего по­вышения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до прове­дения налоговой реформы.

Для обеспечения решения указанной задачи необходимо в рамках реорганиза­ции системы льготных пенсий, Назначаемых как в связи с особыми условиями тру­да, так и в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, обеспечивающих реальное снижение страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномочен­ные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда РФ в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Предлагаемый подход к организации профессионального пенсионного страхо­вания непосредственно связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Россий­ской Федерации.

Лица, которые к моменту начала реформы профессиональных пенсий будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение пенсии на льготных условиях из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако про­должительность периода получения льготной пенсии будет сокращаться в зависи­мости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного мини­мального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, упла­чиваемые за них работодателями, должны поступать в соответствующие профес­сиональные пенсионные системы и обеспечивать формирование досрочной (льгот­ной) пенсии на накопительной основе.

Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом Российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через про­фессиональные пенсионные системы.

В профессиональных пенсионных системах взносы работодателей должны от­носиться к затратам на производство продукции (работ, услуг). Целесообразно предоставлять в рамках профессиональных пенсионных систем льготы в части на­логообложения инвестиционного дохода.

Реформирование государственного пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхова­ния). Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застра­хованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индиви­дуальных трудовых договоров.

Формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспе­чения (страхования) должно опираться на развитие и повышение финансовой на­дежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов.

Налогообложение добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) целесообразно организовать по следующей схеме:

·        освобождение взносов на добровольное дополнительное пенсионное обеспе­чение (страхование) от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива;

·        полное или частичное освобождение доходов от операций с пенсионными ре­зервами от налога на прибыль и налога на прирост капитала;

·        взимание подоходного налога с пенсионных выплат.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

·        реорганизацию существующих органов контроля и регулирования развития системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхо­вания) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответ­ственности;

·        совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного до­полнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее ин­формационной прозрачности;

·        установление требований  к договорам,  заключаемым  негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фон­дов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений.

Первый уровень таких гарантий — обязательный резервный фонд негосударст­венного пенсионного фонда, порядок формирования которого будет установлен нормативными актами.

Второй уровень гарантий составляет собственный капитал управляющих ком­паний, депозитариев и негосударственного пенсионного фонда.

Третий уровень гарантий — гарантийный страховой фонд, образуемый как саморегулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю.

Участие в гарантийном страховом фонде целесообразно сделать обязательным для всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пен­сионное страхование в РФ.




9. Заключение


С вступлением в этап пенсионной жизни у людей меняются ценностные ориентации и интересы. Это находит отражение на повседневной деятельности пенсионеров. Главными их интересами становятся дом (помощь в труде, в домашнем хозяйстве и уход за детьми), здоровье, пассивный отдых и, развлечения. Однако произошедшее в последние годы снижение уровня жизни большинства населения и, прежде всего, пенсионеров оказало существенное воздействие на этот стереотип поведения. Многие пенсионеры вынуждены искать дополнительные источники средств существования: продолжать работать (на предприятиях, в фирмах и т.д.), заниматься торговлей, кустарной деятельностью, садом-огородом и т.д. Это приводит к значительному увеличению трудовой нагрузки пенсионеров (оплачиваемой или приносящей доход и неоплачиваемой) и ухудшению условий отдыха.

Социальные последствия изменений в жизни пенсионеров неоднозначны. С одной стороны, для общества полезно использовать труд людей, имеющих, как правило, высокую квалификацию и большой жизненный опыт. С другой, поскольку пенсионеры вынуждены уделять меньше времени семье, это ведет к увеличению домашнего труда работающих и их трудовой нагрузки, которая и так довольно значительна. Наконец, для самих пенсионеров жизнь становится труднее и короче. Никакого «заслуженного отдыха» не получается.

Реализация рассмотренных принципов пенсионной реформы позволит посте­пенно стабилизировать финансовое положение пенсионеров и повысить их уровень жизни.








Список литературы:


1.                      Соловьев А.К . Экономика пенсионного страхования в России. — М: Экономика и право. 2000.

2.                      Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1999.

3.                      Статистический сборник. — М.: Гос­комстат России. 1996; Россия в цифрах: Статистический сборник. — М.: Госкомстат России. 1997.

4.                      Соловьев А.К. Три варианта пенсионной реформы. // Пенсия, 1997. № 8 (11).

5.                       Россия в цифрах. Крат. стат. сб. / Госкомстат России, М., 1997.

6.                      В Д. Патрушев. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социол. исслед. 1997. № 7.

7.                      Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1999.

8.                      Козлова Т.З. Здоровье пенсионеров: самооценка // Социол. исслед. 2000. № 12.

9.                      Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни // Социол. исслед. 1999. № 9.     

10.                  Белорусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. 1998. № 4.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.