Рефераты. Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста

·        дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установ­ленных законодательством Российской Федерации, — обязательных страхо­вых взносов.

В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной систе­мы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансо­выми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования.

Индексация пенсий осуществляется с учетом финансовых возможностей обще­ства и не должна привести к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы.

В процессе реформирования необходимо осуществить изменения нормативно правовых актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета за­страхованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизм финансирования пенсий.

Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льгот­ных пенсий с использованием накопительных механизмов.

Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа, и соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. Такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых лю­дей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможностям и желанию.

Целесообразно осуществить в переходный период централизацию функций учета государственного пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в рамках Пенсион­ного фонда РФ.

Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнитель­ного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсион­ных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности.

Для создания условий проведения гибкой государственной политики пенсион­ного обеспечения в отношении отдельных категорий граждан необходимо принять федеральный закон о дополнительном материальном обеспечении граждан за осо­бые заслуги перед Российской Федерацией, определяющий общие принципы и ос­нования принятия решений об установлении ежемесячных доплат к пенсиям ли­цам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией.

Предлагаемая в Программе модель государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением накопительных элементов обеспечивает сбалансирован­ность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в тече­ние всего переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страхо­вых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основными факторами, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию финансо­вого положения пенсионной системы в переходный период, являются:

·        реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;

·        определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступ­лений в Пенсионный фонд Российской Федерации;

·        учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

·        обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пен­сий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом Российской Фе­дерации и другими источниками, включая федеральный бюджет и государст­венные социальные внебюджетные фонды;

·        законодательное закрепление перечня нестраховых периодов,  подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;

·        повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

·        частичное финансирование с 2005 г. вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основе.

В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсион­ному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительно­му принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государ­ственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных техноло­гических и природно-климатических условиях.

В целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему от­раслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями целесообразно

рассмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенси­онных взносов.

Предполагается в рамках тарифной политики по государственному пенсионно­му страхованию к 2010 г. выйти на ставку взноса, направляемого на формирование накоплений на именных пенсионных счетах, в размере 7-8%, а в долгосрочной перспективе добиваться паритетного соотношения между распределительной и на­копительной частями трудовых пенсий.

Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного эле­мента тарифа по государственному пенсионному страхованию:

2000 год — 1%;  2003 год — 3%; 2006 год — 5%; 2009 год — 7%.

Указанное повышение будет достигнуто перераспределением в пределах уста­новленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.

В то же время для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов граждан на лицевом счете должна аккумулиро­ваться следующая дополнительная информация:

·        сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах;

·        сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление;

·        сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление;

·        сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в про­фессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начис­ленный инвестиционный доход по этим накоплениям.

Чтобы в максимальной степени отразить указанную информацию в составе ли­цевого счета каждого застрахованного лица должны быть открыты следующие субсчета:

·        условно-накопительный счет, на котором отражаются взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе. На базе условно-накопительных счетов застрахованным лицам будет назна­чаться часть трудовой пенсии, которая финансируется из распределительно­го источника;

·        именной накопительный пенсионный счет, на котором отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и регистрируется начисленный инвестицион­ный доход, связанный с их инвестированием;

·        профессиональный пенсионный счет, открываемый для работников, участ­вующих в обязательных профессиональных пенсионных системах. На этом счете отражаются дополнительные взносы, уплачиваемые работодателями для финансирования досрочного выхода на пенсию, а также начисленный инве­стиционный доход, полученный от инвестирования этих средств через про­фессиональные пенсионные системы.

Размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых признаков:

·        возраста;

·        страхового стажа;

·        страховых взносов;

·        заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы;

·        а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на имен­ные накопительные счета застрахованных.

Страховой стаж застрахованного лица представляет собой суммарную продол­жительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Начиная с 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости назначюатся в рамках системы персонифицированного учета на основе условно -накопительных счетов. В связи с этим за период начиная с 2001 г. основным стра­ховым показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пен­сии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплачен­ных страховых взносов.

Основным источником финансирования части трудовых пенсий, назначаемых на распределительной основе по данным условно-накопительных счетов, должны служить текущие поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации, за ис­ключением страховых взносов, направленных на накопление, и доходов от их ин­вестирования.

Страховые взносы, направленные на накопление, и доходы от их инвестирова­ния образуют пенсионные резервы, которые подлежат инвестированию Пенсион­ным фондом Российской Федерации через независимые управляющие компании и могут расходоваться лишь на выплату части трудовых пенсий лицам, которые имеют соответствующие накопления на именных накопительных счетах в Пенси­онном фонде Российской Федерации.

Учитывая всеобщий характер включения работников в накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в те­чение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частичное финансирование выплат пенсий лишь после 2005 г.

Таким образом, начиная с 2005 года, трудовые пенсии для большинства выхо­дящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на рас­пределительной и накопительной основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.