Перечисленные
факторы позволяют сделать по меньшей мере два важных вывода. Ограничители в
развитии экономических отношений наших двух стран существуют, и они весьма
существенны. Вместе с тем складывается впечат-ление, что перспективы во
внешнеэкономических отношениях Китая и России не так уж и широки.
Сотрудничество КНР и России может сложиться и развиться до определенной
степени только в сферах энергетики и политики.
В официальных призывах к скорейшему
развитию внешнеэкономических связей нет недостатка. Представители и Китая, и
России предложили немало конкретных экономических проектов. Подписана масса
протоколов о намере-ниях в самых разных внешнеэкономических областях. Но
абсолютное боль-шинство из них остались нереализованными. Не удалось достигнуть
и взаи-много объема внешнеторгового оборота в 20 млрд долларов, намеченного на
2000 год.
В итоге пять лет
усилий двух правительств, местных властей закон-чились минимальным ростом
официальной взаимной торговли. Стало ясно, что развитие экономического
сотрудничества до 2000 года не являлось системо-образующим фактором в политике
как Москвы, так и Пекина.
Процессы
глобализации привели к тому, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе стало
производиться две трети мирового ВВП. Позиции России в Северо-Восточной,
Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии предельно слабы. Они, по сути, сотканы из
высокопарных деклараций и подкрепляются только военно-техническим
сотрудничеством с рядом стран. При сохранении такой ситуации России грозит
участь экономического карлика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Настала пора сказать: Восточная Сибирь и Дальний Восток стали самым слабым
звеном в экономической безопасности России!
На совещании в
Благовещенске в 2000 году высшее руководство страны впервые ясно заявило о
своей озабоченности положением дел в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, о
стратегии развития, ориентированной на подъем этого региона. Возник,
естественно, вопрос: намерена и может ли Россия стать экономически значимой
державой в АТР? Если она к этому стремится, то что именно и когда намечено
сделать? Ответы на эти вопросы к середине 2001 года, увы, не сформулированы.
Внешнеэкономическое наступление КНР
затронет Россию особенно сильно, так как она является сопредельной страной,
располагающей крайне необходимыми Китаю сырьевыми ресурсами и достаточно емким
рынком сбыта китайской продукции. С другой стороны, уже в обозримой перспективе
Китаю не составит большого труда обеспечить всем необходимым все население
России, равное численности населения лишь двух-трех не самых больших китайских
провинций.
Трудно сказать,
насколько успешной окажется реализация китайской стратегии экспортной
ориентации. Несомненно одно: ее осуществление в любом случае вызовет обострение
конкуренции на мировом рынке и интенсифицирует процессы глобализации.
Наибольшие сложности ожидают страны, не обладающие прочными позициями на
мировых финансовых, сырьевых, товарных рынках. России необходимо как можно
скорее и в полном объеме осознать изменение международной экономической
ситуации на восточных рубежах: Китай стал не просто крупной экономической
державой с серьезными экономическими амбициями, а страной, осуществляющей
конкрет-ные планы внешнеэкономического расширения.
Возвращаясь к началу…. . На рубеже 90-х
годов много государств ходом истории ( развал СССР, Варшавского Договора ) было
поставлено перед выбором своего дальнейшего пути. Ни одно государство не
вернулось, например, к монархии, не выбрало диктатуру кого-либо. Все выбрали
демократию и приступили к переходу к рыночным отношениям. Но при этом каждый
пошел своим путем. И на примере Китая и России можно сделать вывод : у одних
получается лучше, а у других… – как всегда. Остается надеяться, что хронические
ошибки в области экономики, так характерные для эпохи Ельцина, там, в этой
эпохе и остались. Остается надеяться, что и в России осознают, что экономикой
должны руководить и преобразовывать ее не просто лично преданные люди, а
специалисты высочайшего уровня подготовки и опыта, честные и ответственные.
Остается надеяться, что:
-
не только
Германия под руководством Аденауэра может в короткие исторические сроки
восстановиться из послевоенного пепла и стать одной из ведущих государств мира,
-
не только
Китай под руководством Цзян Цзэминя может в короткие исторические сроки достичь
таких темпов развития экономики,
но и Россия под руководством Путина
станет процветающим, экономически развитым государством.