Рефераты. Российско-китайские экономические отношения

Что касается сферы экономики, то здесь они активизируют сотрудничество и вместе с тем занимают позитивные позиции а отношении экономической глобализации. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией, их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.

Потенциал отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией не исчерпан, эти страны как постоянные члены Совета безопасности ООН и великие державы, обладающие глобальным влиянием, должны играть еще большую роль в международных делах. Ощущается необходимость их сотрудничества во многих вопросах в ходе развития ситуации после окончания холодной войны :

а) Предстоят многие годы сотрудничества в продвижении глобальной многополярности и создании нового международного порядка.

В совместном заявлении, обнародованном в апреле 1997 г., стороны выступили с инициативой развития нового порядка. Эта же инициатива про-звучала и в совместном заявлении двух стран в ноябре 1998 г. Одна­ко реализовать эту инициативу в короткие сроки невозможно, учитывая прежде всего то обстоятельство, что США с удвоенной энергией стремятся создать однополюсный мир, оказывают колоссальное давление на Россию в Европе и Азии и одновременно сдерживают Китай. А Западная Европа и Япония оказывают поддержку США в создании междуна­родного порядка под эгидой Запада. Борьба между многополярностью и однополярностью, т.е. между представлениями Китая и России, с одной стороны, и Западом, с другой, относительно будущей мировой ситуации будет принципиальной проблемой, подразумевающей длительную борьбу между Востоком и Западом. Ради достижения своей цели за­падные страны во главе с США будут навязывать свою волю многим странам, принуждать Россию и Китай к вынужденной борьбе с их аб­сурдными действиями. Вместе с тем будет углубляться процесс гло­бальной многополярности и продолжаться борьба за создание справед­ливого и рационального нового международного политического и эко­номического порядка». Нынешние же условия таковы, что США и другие западные державы обладают силовым превосходством, Россия же не вышла из кризиса и трудностей, для восстановления ее совокупной мощи и развития ей потребуется достаточно длительный процесс. Китай - тоже развивающаяся страна, ему тоже потребуется довольно продолжитель­ное время, чтобы достичь уровня развитых государств. В таких условиях Китай и Россия обречены на многолетнее сотрудничество. Таков общий стратегический выбор и общая миссия двух стран, возложенная на них историей.

б) Китай и Россия имеют важные общие интересы в АТР.

         Этот регион после распада СССР приобрел для России большую, чем прежде, значимость. Особенно после расширения НАТО на Восток, когда эта организация оказалась у российского порога. Дальний Восток стал для РФ «зоной безопасности», а Азия - ее «стратегическим тылом». Экономические интересы России также сместились на Восток, и уско­рение развития восточных районов встало на повестку дня. Стратегиче­ское положение в АТР для России явно становится все более важным.

Китай - это крупная азиатская держава. Политическое и экономиче­ское положение, ситуация в области безопасности в Азии имеют для КНР жизненно важное значение. Обеспечение политической стабильно­сти и экономического развития этого региона имеет для него непрехо­дяще важное значение. Поэтому руководители двух стран за последние 1-2 года постоянно обменивались мнениями и согласовывали действия в связи с ситуацией в АТР и азиатским финансовым кризисом, а также проблемами Южной Азии.

На пороге нового столетия положение в АТР осложнилось. Острие обновленного договора безопасности между США и Японией нацелено на азиатских соседей. Еще большую угрозу несет для безопасности КНР, России, Кореи и других стран замышляемый Соединенными Шта­тами план ПРО. В этих условиях стратегическое сотрудничество Китая и России имеет долгосрочные совместные цели.

в) Далеко не исчерпан потенциал сотрудничества двух стран в области экономики.

4 тыс. км. общей границы создают условия для тесного сотрудниче­ства Китая и России в области экономики. В настоящее время между ними прогрес-сирует тенденция к росту политических связей, тогда как экономические отношения отстают от них. В последние годы китайско-российская торговля колеблется на уровне 5-6 млрд. долл., во внешней торговле России это составляет лишь 5%, а во внешней торговле КНР - лишь около 2%, что, разумеется, явно не соответствует хозяйственным возможностям обеих стран.

Правительства обеих стран предпринимают ряд мер, чтобы в этой области складывалась новая ситуация. Например, во время своего визита в Россию в апреле 1999 г. премьер Госсовета Чжу Жунцзи обсудил конкретные проекты сотрудничества во многих сферах, в том числе в использовании лесных ресурсов России, освоении энергетики, строительстве транспортной инфраструктуры, сотрудничестве в сфере трудовых ресурсов, а также в развитии торговли военной техникой и т.д. В целом было заключено более 10 проектов сотрудничества. Сейчас началась их реализация, и перспективы этого внушают оптимизм.

Если говорить об условиях, существующих в обеих странах, то Рос­сия обладает достаточно хорошей индустриальной базой, стоит на передовом в мире научно-техническом уровне, располагает чрезвычайно богатыми природными ресурсами и высококачественными научно-техническими кадрами. Китай в результате политики реформ и открытости также располагает многими благоприятными возможностями для сотрудничества с другими государствами: с одной стороны, он имеет емкий рынок для зарубежных товаров, а с другой, возможности для экспорта целого ряда товаров и в первую очередь продукции легкой промышленности и бытовой электроники. Эта взаимодополняемость в области экономики создает необычайно благоприятные условия для расширения торговли и экономического взаимодействия между Китаем и Россией.

г) Модель китайско-российских отношений стратегического сотруд-ничества имеет долгосрочные перспективы для развития.

За почти 10 лет развития отношений между КНР и Россией выявилась очень успешная модель, характеризующаяся несколькими важными особен-ностями :

Во-первых, исходным моментом, лежащим в основе этих отношений, являются интересы страны. Они не подвержены ограничениям идеологии н различного социального строя.

Во-вторых, обе стороны добиваются международных условий мира и развития, вместе работают над созданием стабильного окружения, чтобы каждой сосредотачивать усилия для развития своей экономики.

В-третьих, стороны проявляют взаимное уважение в области политики, сотрудничают в экономике, уважают суверенитет и национальное достоинство друг друга. В международных делах они вместе трудятся над углублением тенденции многополярности и созданием нового международного порядка.

В-четвертых, создаваемые двумя странами партнерские отношения не являются союзом, они также не направлены против третьих стран, не представляют угрозы для какого-либо государства, а активно отстаивают дело мира и безопасность данного региона. Поэтому модель подобных межгосударственных отношений, без сомнения, жизнеспособна. За последние годы она получила успешное развитие и создает условия для дальнейшего развития и углубления этих отношений.

Центр тяжести китайско-росснйских отношений концентрируется в согласовании политики и обновлении мышления.

Для углубленного развития китайско-российских отношений необ­ходимо укреплять согласованность в политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым проблемам. В связи с посто­янными изменениями обстановки постоянно корректируются и отношения между крупными держа-вами. Развитие китайско-российских отношений также должно соответствовать складывающейся ситуации. Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между странами заключено много соглаше-ний, однако, в ходе реализации некоторых из них не были достигнуты постав-ленные цели, Это также затрагивает проблему политики и подходов.

1) в области стратегического сотрудничества двум странам необходимо дальнейшее укрепление доверия, согласование механизма развития отношений с многими странами. Новые моменты, выявившиеся в международных отноше-ниях в последние годы, состоят в том, что между крупными державами пос-тоянно корректируются отношения. В этом есть позитивная сторона, но есть н негативный фактор. Например, в общественном мнении России проявляется по-дозрительность и опасения, когда у КНР развиваются связи с другими госу-дарствами, особенно когда улучшаются китайско-американские отношения. В таких случаях некоторые представители российской общественности демонст-рируют опасения, будто это «затрагивает интересы России», считая, что разви-тие отношений КНР и США приведет к «втягиванию» Китая в проектируемую США стратегическую систему и для России сложится неблагоприятное положение.

Далее, общеизвестно, что для политики США в отношении Китая характерна двойственность: в ней есть и «контакты», и сдерживание. Политика Китая в отношении США с самого начала принципиальна, развитие Китаем отношений со всеми странами не наносит ущерба третьим странам. Реальная же ситуация заключается в том, что и Китай, и Россия являются объектами давления со стороны США, которые не откажутся от своих замыслов создать «однополюсный» мир и поэтому не позволят России восстановить бывший Советский Союз и стать подлинно мощной мировой державой. Разумеется, они точно так же не хотят видеть и Китай сильной державой. Курс США ясен: в достаточно продолжительный период времени в будущем они не могут допустить, чтобы в мире появились страны, способные бросить вызов их интересам. Поэтому перед лицом силовой политики и своевольных действий США Китаю и России остается лишь укреплять взаимное сотрудничество, отстаивать справедливость, укреплять взаимное доверие, двигать вперед многополярность в мире и процесс создания нового международного политического и экономического порядка. Только так китайско-российское стратегическое сотрудничество сможет играть растущую роль.

2) в области внешней политики необходимо полностью использо­вать созданный двумя странами механизм регулярных встреч на высшем уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних отношений и международ­ных инцидентов, согласование по ним политики. Такого рода меха­низм консультаций в условиях крупных изменений в современной международной обстановке особенно важен. Война в Косово подтвердила, что новый интервенционизм НАТО, возглавляемой США, замет-но усилился, и Запад даже осмелился использовать силу для покорения очень маленькой страны. Этот блоковый интервенционизм стал угрозой, безопасности многих стран, он представляет собой новое изменение в глобальной тенденции многополярности. Поэтому многим государствам следует задуматься об этой реальности развития обстановки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.