Специфические - в виде твердой ставки с "1"
товара ( штуки, веса, объема). По этим ставкам рассчитываются пошлины на
меховую и кожаную одежду, обувь, посуду, теле-, видеоаппаратуру и др.
Таможенная пошлина
=
кол-во товара х ставка в
Экю х _ Кэкю Квал
Кэкю - курс ЭКЮ, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной
декларации.
Квал - курс валюты, в которой установлена таможенная
стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.
Комбинированные пошлины объединяют элементы адвалорных и специфических пошлин,
но в обратном порядке, т. е. величина таможенной пошлины устанавливается как
специфическая, но с ограничением процентного отношения по отношению к
таможенной пошлине, н-р, 2 экю за 1кг, но не менее 10%, из двух ставок выбирается
максимальная.
Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень
товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к
импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности.
На величину импортной пошлины
возрастают издержки производителя, а, следовательно, и цена, по которой
импортер будет продавать свой товар.
Очевидно,
что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую очередь на
потребителях
Местные
производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по
более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое
количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить
потребление более дорогого местного.
Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию
ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене
позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит
перетягивание ресурсов в менее эффективные отрасли[16].
Однако интерес производителей в защитных пошлинах организационно
значительно легче отстоять, чем интерес потребителей. Кроме того, в качестве
выигравшей стороны от тарифов выступает государство. Иначе говоря, увеличение
расходов потребителя увеличивает доходы государства.
Однако если за счет высокой пошлины увеличиваются цены на
импортные сырье, материалы, оборудование, используемое местными
производителями, то следствием высоких импортных пошлин может стать рост
издержек у этих производителей, а далее, по известной схеме, рост цен и
сокращение производства. У государства в данной ситуации убытки от сокращения
налоговых поступлений могут превысить доход от импортной пошлины.
Хотелось бы также показать Схему определения уровня ставок импортного
таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товара:
Использование таможенных пошлин, как и всех торговых
инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую
ситуацию.
Итак, с точки зрения целевой направленности можно говорить о
протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер
тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину,
поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его
конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.
Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение
государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно
выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как
правило, они бывают не очень высокими.
Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин:
максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно
используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые
— в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении
режима наибольшего благоприятствования.
Специфическими в ряду
таможенных пошлин являются преференциальныепошлины.Их
отличают и количественные, и качественные характеристики. Преференциальные
пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках
единой тарифной системы.