Рефераты. Роль Ломоносова в развитии научного стиля и формировании научной терминологии

Роль Ломоносова в развитии научного стиля и формировании научной терминологии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального  образования

 «Бийский  педагогический государственный университет имени В.М.Шукшина»

Кафедра русского языка

                                                                                                             





Роль Ломоносова в развитии научного стиля и формировании научной терминологии


Реферат

                                                                                


                                                      

                                                               

                                                                         Выполнила:

                                                     студентка IV курса   ФФ ОЗО

  Иванилова Т. Н.

                                                                                    

                                                                    Научный руководитель:

                                                                         Белогородцева Е. В.













Бийск, 2006.

Содержание.


Введение.                                                                                                                  3

1.     Понятие научного стиля.                                                                              5

2.     Русский литературный язык второй половиныXVIII века                        7

3.     Роль Ломоносова в формировании русского языка.                                  9

Заключение.                                                                                                            14

Список литературы.


























Введение.

Ломоносов не имел себе равного в знании русского языка. Уроженец севера, он впитал в себя меткий и точный язык своей родины,   изобилующий добротными   старинными   словами   и    чрезвычайно склонный к свободному   образованию   новых,   рожденных потребностью случал  слов и понятий.  Юно­шей он жил    в   Москве,    исконной    хранительнице прекрасного русского языка,  где издавна ценилась бойкость и находчивость речи,   веселая   прибаутка и степенное веское слово. Он общался   с  монахами и  школярами,  купцами и мастеровыми, сановниками  и вельможами, приказными  и отставными сол­датами,   начетчиками-староверами    и   новомодными книжниками, — он  знал  родной  язык  во  всей   его пестроте и разнообразии   и с   законной   гордостью мог противопоставить   заносчивому   иноземцу   «но­вичку в российском языке»   Шлёцеру   «некоего   из наших природных, которой   с   малолетства опознал общей Российской и Славенской языки, а достигши совершенного возраста с прилежанием прочел поч­ти   все,  древним    Словено-Моравским    языком   со­чиненные и в церкви употребительные  книги.  Сверх сего довольно знает все   провинциальные   диалекты здешней империи, также слова, употребляемые при Дворе, между духовенством и между   простым   па­родом,  разумея  притом  польский  и другие  с  Российскими    сродные    языки».    Шлёцеру   только   и оставалось  стыдливо   пробормотать:   «Да   разве    я говорил, что   знаю   новый   русский   язык не   хуже Ломоносова? Речь была о Несторе, о его византий­ских выражениях...»

Ломоносов придавал огромное значение собира­нию словарных материалов для исторического изу­чения русского языка. В составленной им в начале 1764    года    «Росписи»    своих   трудов   отдельными пунктами перечислены следующие работы: «Собрал Лексикон   первообразных   слов   Российских», «Со­брал    лутчия    Российский    пословицы»,    «Собраны речи разных языков между   собою   сходные»  и, на­конец,    составлено   «Рассуждение  о разделениях    и сходствах  языков».  Работы эти, к сожалению     не сохранились.    Все    же    нам    известно,    что   Ломо­носов   уделял   большое   внимание   изучению   основного    словарного    фонда    русского    языка,    зани­мался    сравнительным    изучением    языков,   в   осо­бенности   родственных   славянских,   любил   меткое и   яркое   народное   слово,   запечатленное   в   пословицах.

Ломоносов    первый   наиболее   глубоко    оцепил богатство   мощь, выразительность   и красоту   вели­кого русского языка. Он   постоянно   указывал    на его всемирно-историческое   значение,   подчеркивал, что    по    своему    природному    изобилию,    красоте и силе русский язык ни единому европейскому язы­ку не уступит, более того,   превосходит   в том   или ином отношении каждый из них.

1.     Понятие научного стиля.

Каждый стиль появляется в свое время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирова­ния, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных стра­нах.

Так, в средние века, в эпоху феодализма, «ученым языком» всей Западной Европы была латынь — международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с дру­гой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходи­мые для выражения научных положений, мыслей.

Первый научный журнал был издан только 5 янва­ря 1655 г. при Французской академии («Журнал уче­ных»). В настоящее время в мире выпускается более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки отно­сится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на рус­ском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди раз­личных литературных жанров. И это неудивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, П. И. Рычков, И. И. Лепехин и другие.

Основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информа­цию. А это наилучшим образом достигается без ис­пользования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер ис­следования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как кол­лективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разносто­роннее влияние на литературный язык.

Терминология — это ядро научного стиля, послед­ний, самый внутренний круг, ведущий, наиболее су­щественный признак языка науки. Можно сказать, что термин воплощает в себе основные особенности научного стиля и предельно соответствует задачам науч­ного общения. Что же такое термин?

Это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина ле­жит научно построенная дефиниция.

2.     Русский литературный язык второй половиныXVIII века.


XVIII век — время расцвета русской культуры, науки и лите­ратуры. В 1725 г. открылась Академия Наук с гимназией и универ­ситетом. С 1727 г. начинают выходить «Санкт-Петербургские ве­домости» с «Примечаниями», где печатаются научные сочинения. В Академии работают В. К. Тредиаковский, В. Е. Адодуров, М. В. Ло­моносов, ботаник и этнограф С. П. Крашенинников, физики Г. В. Крафт и Р. В. Рихман, крупнейший математик XVIII в. Л. Эйлер и др. В 1755 г. открывается Московский университет с гимназией, в 1757 г. — Академия художеств.

Важную роль в развитии общественно-политической и философ­ской мысли в России сыграли просветители XVIII в.: М. В. Ломо­носов, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, Н. И. Новиков, оказавшие влияние на формиро­вание воззрений А. Н. Радищева.-Интенсивно развивается во второй половине XVIII в. журналистика, появляются частные журналы: «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759), «Полезное увесе­ление» М. М. Хераскова (1760—1762) и др., сатирические журналы 1769—1774 гг.: «Всякая всячина» (1769—:Т770), «Смесь», «Трутень» Н. И. Новикова, «Адская почта» и др.1

XVIII в. — время расцвета в России барочной и классицисти­ческой архитектуры, развития национальной живописи и музыки, создания постоянного русского театра со своим репертуаром.

XVIII  в. — это яркий  период в  развитии  русской  литературы.

В XVIII в. осваивается античное наследие (русские читатели были знакомы с произведениями Цицерона, Сенеки, Апулея, Пла­тона, Лукиана и др.), переводятся произведения Мольера и Буало, Тассо, Расина, Мильтона, Фонтенеля, Вольтера, Корнеля и других западноевропейских писателей.

Возникает новая русская литература, связанная с традициями древнерусской литературы, особенно — литературы XVII в., и с за­падной литературой классицизма — появляются произведения А. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломо­носова, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. Ф. Богдановича, М. М. Хераскова и других писателей.

XVIII век — время постепенного сложения единой литературно-языковой нормы на национальной основе: «устранения двуязычия и нивелирования противопоставленных типов письменного языка», утверждение системы «трех штилей», связанной с определенными жанрами письменности, «сосуществованием и взаимодействием различных норм (узусов) языкового употребления»2 при строгости системы «трех штилей».


3.     Роль Ломоносова в формировании русского языка.

Великой исторической заслугой Ломоносова было преобразование русского языка. Ломоносов первый стал научно изучать русский язык во всем его многообразии. Он изучал вопросы грамматики и стихосложения, разрабатывал основы риторики и стилистики и закладывал основы русской научной терминологии для самых различных наук, от хи­мии и физики до горного дела и мореплавания. Петровские реформы внесли в русскую жизнь множество новых понятий и наводнили язык вар­варизмами (иноземными словами), которыми без разбору начиняли свою речь представители господ­ствующих классов.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.