Рефераты. Региональные особенности развития художественных промыслов

Региональные особенности развития художественных промыслов




К О Н Т Р О Л Ь Н А Я   Р А Б О Т А


по дисциплине «Народная художественная культура»


Т Е М А:


Региональные особенности развития художественных промыслов и ремесел.











ОРЕЛ – 2008

П Л А Н:


Вступление………………………………………………..….1

Как их много!……………………………………….…..……3

Всегда нужное дело………………………...…….……….....5

Глин – блин!…………...……………………………………..7

Как оживала древняя игрушка…………...…….…………..10

Игрушечное семейство……...……………………………...12

Живая глинка…………………………...……………….…..14

Новосиль, куда ты несешься?…………...………………….16

И филимоновцы – не конкуренты……….......................…..17

Как рождается красота………………...……………………19

Их руками и сердцами…………………….…………….….22

Заключение………………………………………….………24

Используемая литература

Вступление.


Сколько живет человек на земле, он не просто обихаживает свой быт, но и старается украсить каждую вещь, которой пользуется. Вот так из бытовой потребности и возникли со временем народные промыслы, которые еще со временем превратились в художественные. И уж наверняка мы не ошибемся, если скажем: сколько людей прикладывали свои душу и руки к этому – столько произведений искусства и существует на свете. Одни менее талантливые, другие – более. А третьи – вообще шедевры. Они-то и составили неисчерпаемый кладезь народной декоративно-прикладной культуры. И не беда, что немалая их часть не сохранилась для потомков – они служили каждое по своему назначению. Но кто-то зорким оком и чутким сердцем успел почерпнуть из них вдохновение для создания новых произведений искусства. И некоторые дошли до нас. То есть, то что мы имеем сегодня в виде народных художественных промыслов, дошло до нас двумя путями – материальным (то, что сохранилось), и моральным – вдохновением для новых мастеров.

В нашем роду принято имущество умершего сродника делить по всем родственникам. Таким путем досталось мне когда-то нехитро вышитое полотенце – вот такой следок оставила в моей душе какая-то дедушкина троюродная сестра Доня, которую я-то никогда и не знала. А тепло и радость, которые она вложила в этот рушник, создавая его (я бы сказала: творя), через много лет достигли моего потомочного сердца. Такая же радость посещает, когда я смотрю на кухонный рабочий стол, сработанный дедушкой когда-то в неведомые мне 50-е годы прошлого века. Не было у него под рукой, видимо, ничего такого, чем бы его украсить, но тем милее легкая фигурная окантовка столешницы – дедушка все-таки прошелся филеночкой по краешку ее – «для красоты».

А об особенностях говорить и вовсе непросто: у каждого мастера свои особенности. Простой, казалось бы, стеллаж для книг в нашей квартире, дедушка сработал так, что не сравнится с нашим ни один стеллаж в мире! И вот уже полтора десятка лет как нет дедушки, а вещи, которые он сделал, живут, служат и греют душу.

А если посмотреть на это в масштабах страны! На протяжении многих веков промыслы снабжали не только крестьянское подворье, но и городское хозяйство, всем необходимым. То, что сегодня мы называем тяжелым словом «промышленность», когда-то было тем самым промыслом.

Промыслы распространены везде, где только живут люди – всюду в них была и есть необходимость. И промышленность, танком въехавшая в наш быт, все-таки никогда не ликвидирует нашу нужду, нет – потребность, в простых вещах, исполненных теплыми человеческими руками.

Как их много!


В учебнике П.И. Уткина и Н.С. Королевой «Народные художественные промыслы» (Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1992) предлагаются тринадцать разновидностей самых распространенных на традиционной территории нашей страны промыслов (казалось бы, узкоспециальный учебник, а воспринимается как захватывающее научно-популярное чтение!). Представляю, как нелегко было исследователям и теоретикам обобщать и систематизировать все эти разнообразные искры человеческого таланта! Так вот, Уткин (скажем так, для краткости) знакомит нас с резьбой и росписью по дереву и кости, с художественной керамикой, обработкой камня и металла, с декоративной росписью и многослойной многоцветной живописью, а также с вышивкой, кружевоплетением, узорным ткачеством и вязанием, ковроделием, ручной набойкой, изготовлением украшений из кожи и меха. Чтобы рассказать обо всем этом, придется повторить учебник Уткина. Это, как песня, - лучше не скажешь.

Для знакомства с тем или иным промыслом, он дает хорошую схему: узнать историю их возникновения и развития, рассмотреть их художественные особенности. Много раз подчеркивает, что многообразие художественного ремесла проявляется в творчестве индивидуально работающих мастеров и в деятельности различных мастерских и предприятий художественных промыслов, представляющих одну из форм современного народного декоративно-прикладного искусства. Однако в каждом случае художественное своеобразие создаваемых изделий определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат основой для развития современных промыслов.

Народное декоративно-прикладное искусство – результат деятельности многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории связано с природой, - ведь само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого села, региона, народа.

Люди старались использовать естественные качества материала, создавали подходящие художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией. Так сложились традиционные для многих мест нашей страны виды художественного ремесла.

Велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.


Всегда нужное дело.


Искусство, о котором идет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление  необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональным гончаром или кузнецом. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой), т.е. в условиях натурального хозяйства. Но появление заказов, возможность обмена продуктами своего труда постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта.

Во многом благодаря этому процессу нам сегодня известны такие понятия, как палехская и хохломская роспись, вологодское кружево, уральские самоцветы и курская вышивка (а у нас не хуже!). Тут как-то завезли в магазин наборы цветочных горшков «Фиеста» и «Болеро» Мичуринского керамического завода – так до них исследователи и теоретики еще не добрались! А керамический завод в городе Железнодорожном, что в Балашихинском районе Московской области – всю жизнь скромно снабжает столицу плиткой, да какие шедевры выделывает! Это надо видеть. Ладно, орловский «Велор» - предприятие современное, промышленное и иностранное. О «Kerama marazzi» я уже не говорю (хотя спасибо им за то, что «много товаров, хороших и разных»). Но есть в Орле и менее размашистое. Недалеко от Орла в поселке Щекотихино еще в дореволюционное время были мастерские по выпуску гончарных изделий. В Орле также работало много гончаров, которые выпускали кринки, миски, банки для теста, цветочные горшки. В 60-е годы на базе Щекотихинской мастерской была создана артель «Промкооператор», преобразованная впоследствии в промкомбинат «Заря», затем в фабрику керамических изделий. Его посуда не сходила с прилавков орловских магазинов даже в годы всеобщего дефицита на эту продукцию.

В послевоенные годы, когда ощущалась нехватка фабричной посуды, спрос на глиняные горшки, кубаны и миски был обусловлен дефицитом. Но и сейчас знающие хозяйки предпочтут глиняный горшок металлической кастрюле. В глиняной посуде лучше сохраняется молоко, а мясо, тушеное с картофелем, приобретает особые вкус и аромат, если его приготовить в глиняном горшочке.

В Урицком районе в селе Сергиевском удалось возродить древний гончарный промысел. Большая заслуга принадлежит мастеру Петру Ивановичу Логвинову. На базе школьных мастерских он организовал детское любительское объединение, в котором ребята все делают сами: добывают глину, делают посуду на гончарном круге, просушивают, наносят орнамент и роспись, обжигают. Получаются изделия, предназначенные для того, чтобы служить по своему прямому назначению в повседневных нуждах.


Глин – блин!


Вообще в наших средне-русских верховских местах очень много разных глинок. И население исстари использовало их в своих кустарных целях. А своеобразия-то! Что ни место – то своеобразие, во многом обусловленное качеством местного сырья. Которое, конечно, в каждом месте – уникальное. А еще уникальнее – каждый мастер, каждая мастерица. Как правило, в селах изготовлением посуды занимались мужчины, а уж игрушкой – только женщины. По традиции, несерьезным считалось это дело – забаву детям лепить. Мастерам, которые делали глиняную игрушку в Чернышино, давали прозвище «тетерешники». Анна Харитоновна Афанасова – последняя из могикан-тетерешниц в Новосиле - была тогда школьницей и очень стеснялась этого прозвища. Поэтому никогда никому не рассказывала и не показывала своего умения. Поэтому и мы в Новосиле даже не подозревали очень долго, что совсем рядом – кладезь…

Одной из первооткрывательниц нашей чернышинской игрушки стала Дайн (работница музея, к сожалению, никто у нас не знает, как ее зовут). Она рассказывала.

В 1970 году, будучи хранителем музея игрушки в Сергиевом Посаде, я впервые прочла в нашем музейном архиве рукопись В.Н. Глаголева (новосильский краевед, художник, учитель Новосильской школы в 20-30-е годы прошлого столетия) «Чернышинская глиняная игрушка, ее история и производство». Раньше о такой никогда не слышала. Оказывается, еще в 1933 году автор подробно рассказывает о малоизвестном промысле Новосильского района Центрально-Черноземной области, ныне Орловской: «Новосильский край, оторванный от влияния города и фабрики, оставляет свои образцы искусства вне каких-либо влияний в отношении формы, стиля и сюжета.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.