Рефераты. Психологические аспекты расследования преступлений

0.      Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью про­являются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

Автор настоящей работы согласен с В.Л. Васильевым и А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует начать с про­фессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возмож­ность выявить психические закономерности, в той или иной мере харак­терные для юридической деятельности вообще[8].





0.0.      Профессионально-психологические особенности личности следова­теля


Цель следственной деятельности, как уже отмечалось, - это правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и государства, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных в на­рушении закона суду.

Профессионально-психологические особенности личности следова­теля обусловлены социально-политическими, нравственными и психо­логическими особенностями следственной деятельности.

Наличие властных полномочий является одним из самых существен­ных психологических факторов межличностного взаимодействия следо­вателя с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия иногда могут создавать иллюзию обвинительной направленности де­ятельности следователя, а в отдельных случаях вызвать соответствую­щую профессиональную деформацию. Следует отметить, однако, что функция следователя не обвинение и не защита, а поиск истины в про­цессе расследования посредством полного, объективного и всесторон­него исследования обстоятельств дела.

Раскрытие и расследование преступлений осуществляются путем отыскания, собирания, закрепления, проверки, оценки, доказательств и обоснования ими выводов и решений по делу. Как считает В.Л. Васильев, в основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию пре­ступления и заключается в собирании исходной информации для реше­ния профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следова­теля имеет особое значение на первом этапе расследования и заключает­ся в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступле­ния и т. п.), которая дает следователю возможность с достоверностью представить событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личност­ных факторов следователя, его профессиональный и жизненный опыт.

Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона деятельности - главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой сис­тему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участ­вующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На до­просах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его професси­ональное мастерство.

Формула «чтобы уметь - надо знать» точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком спо­собность целеустремленно и творчески пользоваться своими специаль­ными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством челове­ка - умелостью.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто­ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомер­ным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость - стержневое качество во­ли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.

Полученная следователем в результате поисковой и коммуникатив­ной деятельности информация в процессе удостоверительной деятель­ности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.

Следователь выступает и как организатор расследования: принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом вы­ступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практи­ческая работа постоянно требует от него собранности, точности и ор­ганизованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в переработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и т. д. От следователя требуется разносторонняя образован­ность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сторона, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлени­ями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внима­ние. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут ока­заться безрезультатными.

Криминалистическая наблюдательность - при осмотре места проис­шествия - это планомерное, целенаправленное, продуманное воспри­ятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюде­нием. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная инфор­мация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвер­диться, однако она тем не менее дает возможность следователю наме­тить план осмотра, приступить к построению мысленной модели слу­чившегося.

Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделе­ние именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступ­ного события) по следам, оставленным в настоящем. Поисковая дея­тельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления.

Для следователя должно быть характерно умение организовать по­ступление нужной информации, правильно систематизировать и анали­зировать нее, отбрасывая ненужное.

Наблюдательность необходима при любом следственном действии. С помощью нее отыскивается дополнительная информация, она помо­гает в исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр места про­исшествия или допрос свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблю­дательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне[9]. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимо­действии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны, прежде всего, такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особеннос­ти проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать психологичес­кие мотивы действий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом следователя и его знаниями являет­ся тем ключом, который открывает «душу» подозреваемого, свидетеля.

Предопределяет успех наблюдения, в конечном счете интеллект, кото­рый организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и использует его результаты. Наблюдение как психический процесс и форма деятельнос­ти вырабатывает интеллектуальное качество - профессиональную на­блюдательность, которая становится чертой личности следователя[10].

Для раскрытия преступления и установления истины недостаточно простой регистрации фактов. Чтобы использовать факты в качестве доказательств, нужно найти им правильное объяснение, установить их причину, выявить все связи с расследуемым событием. Правильное доказательство есть не что иное, как правильное установление связей между явлениями; неправильное доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность к доказательству обычно есть результат незнания этих связей и неумения их распознать[11].

Таким образом, наблюдательность следователя имеет по преимущест­ву объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически зна­чимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать проницатель­ностью - качеством, которое очень важно для следователя.

Психологическая наблюдательность - необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех следственных действий, где источником доказательственной инфор­мации выступают люди и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюдательность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследу­емого дела. Например, умение диагносцировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов[12].

Следует учитывать и еще один аспект психологической наблюдатель­ности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблю­дать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собствен­ным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.

Наблюдательность - не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуж­дается в повседневной тренировке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.