Рефераты. Предложение услуг предприятиями отрасли

Как функционирующая система рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации). Основными элемента­ми рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Со­отношение спроса и предложения определяет цену товара на рын­ке путем реализации закона спроса.

Закон спроса отражает зависимость между относительной це­ной на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.

Составной частью рыночной экономики является конкурен­ция — основной механизм формирования хозяйственных пропор­ций, направленный на создание наиболее благоприятных усло­вий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей.

Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, систе­мой множества разнообразных специализированных рынков. Суще­ствует несколько различных методов их классификации в зависи­мости от выбранного критерия.

Основными преимуществами рыночной экономики являются:

•эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;

•высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющим­ся условиям производства;

•быстрое использование достижений науки и техники;

•свобода выбора и действий предпринимателей и потреби­телей;

•способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;

•относительно быстрое восстановление нарушенного равно­весия.

Основными недостатками рынка являются:

•отсутствие стимулов для производства товаров и услуг кол­лективного и общественного пользования;

•отсутствие механизма защиты окружающей среды от про­изводственной и иных видов деятельности;

•неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;

•отсутствие гарантий на труд;

•неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;

•нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.

Существование проблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимость государственных институтов в развитии национальных экономик. Государство призвано всемерно содействовать созданию нормаль­ных условий для функционирования рыночных механизмов и до­полнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с кото­рыми рынок не справляется.

Современный рынок характеризуется, с одной стороны, кон­центрацией капиталов и развитием корпоративных форм организа­ции бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких товаро­производителей с присущим им духом предпринимательства, гиб­костью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпал полно­стью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшая составляющая — рынок информации.[5]


5. Планирования деятельности в туристической области


Процесс планирования основывается на зна­нии и использовании экономических законов. Наиболее рас­пространенными из них являются: закон возвышения потреб­ностей, закон экономии времени; товарного производства (за­кон стоимости); рыночной экономики.

Ведущие экономисты определяют процесс планирования следующим образом. Р. Акофф считает, что планирование — это «процесс заблаговременного принятия и оценки взаимо­связанной совокупности решений» ситуации, когда желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специ­альных мер, приняв которые, можно увеличить вероятность благоприятного исхода. По мнению Г. Эмерсона и Ф. Тейлора, планирование — это процесс, представляющий одновременно и предвидимый ре­зультат, и направление действий, которому надо следовать, а также этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применять. В. Хойер полагает, что в понятие «планирование» входит «определение целей и путей их достижения».

Таким образом, планирование представляет собой не просто деятельность, а процесс, в рам­ках которого происходит развитие. В целом планирование — это непрерывный процесс, ориентированный на адаптацию вре­менных решений, относящихся к будущему, с учетом постоян­ного обновления информации о состоянии дел предприятия. Планирование содержит систему мер, предусматривающих определение конкретных целей его развития, способов и мето­дов их достижения, установление порядка и сроков выполне­ния необходимых для этого работ, контроль за их выполне­нием.

Любой механизм планирования деятельности коммерче­ской организации, в том числе работающей на рынке туризма, содержит: принципы планирования; определение приоритет­ных целей; обеспечение взаимосвязи между показателями; учет факторов и конъюнктуры развития рынка; рассмотрение проблем; выбор наилучшего варианта развития; контроль за реализацией планов.

Все цели должны отвечать следующим требованиям:

  ♦ порядок — упорядоченность целей по иерархии с указанием высших, низших и равноправных целей и принятых приори­тетов;

♦ реальность — возможность достижения целей при заданных ус­ловиях;

♦ состоятельность — взаимосопоставимость и непротиворечи­вость;

♦ актуальность;

♦ целостность - система целей должна содержать все важные це­ли и быть совокупной;

♦ полезность - все работники должны чувствовать ответствен­ность за достижение целей и их полезность;

♦ прозрачность и подконтрольность (единая структура системы целей, поддающаяся контролю).

В процессе планирования деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства, как и всех других видов деятельности, при формулировании целей создаются основы мотивации и пробуждается заинтересованность работников предприятия в их достижении.

Для предприятий всех отраслей, в том числе туристской от­расли, существуют следующие виды целей:

• конечные — победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке;

• высшие — получение прибыли, рост прибыли и рентабельно­сти, увеличение объема услуг;

промежуточные — увеличение пропускной способности гости­ницы, ресторана, оптимизация номерного фонда гостиницы; о подцели — увеличение количества услуг.

По возможности измерения выделяют экономические це­ли:

• количественные — рост прибыли и рентабельности, увеличе­ние дол и предприятия на рынке, рост объема услуг, минимиза­ция издержек, увеличение платежеспособности и ликвидно­сти, увеличение размеров резервных фондов и др.;

•    качественные — повышение качества обслуживания, сервиса.

По срокам достижения цели подразделяются на долгосроч­ные (стратегические), среднесрочные и кратковременные (оперативные). Постановка долгосрочных целей является пер­вым этапом стратегического планирования.

Процесс планирования на предприятиях разных отраслей, в частности гостиничного и ресторанного хозяйства, состоит из трех этапов: анализ стратегических проблем; прогноз буду­щих условий деятельности и определения целей; нахождение средств для развития предприятия. Иногда процесс планирования может быть расширен до шести этапов: анализ ситуаций; планирование целей (результатов); планирование средств, не­обходимых для достижения целей; принятие решений (выбор альтернативы); планирование реализации; контроль (по кри­терию успеха).

Планирование деятельности чаще всего производится на основании данных прошедших периодов и определяет направ­ление развития предприятия в перспективе, следовательно, надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошедших периодов. Высокую надежность планирования невозможно обеспечить без данных бухгалтерского учета и статистических данных. В процессе планирования не­обходимо учитывать, что экономические кризисы и другие форс-мажорные обстоятельства вообще не поддаются плани­рованию, т.е. планирование базируется на неполных данных.

Предприятие должно подвергнуть планирование своей деятельности такой формализации, чтобы разработка планов базировалась на всех имеющихся показателях. В целом система планирования гостиничных и ресторанных предприятий со­стоит из отдельных планов по конкретным направлениям деятельности структурных подразделений. Предприятиям необ­ходимо устранять несоответствия, выявленные в процессе раз­работки планов по отдельным видам деятельности.

В крупных гостиничных и ресторанных комплексах высшее руководство, как правило, определяет генеральные и текущие це­ли, стратегии, общее направление развития (объем и структуру инвестиций, потребности в финансовых ресурсах, долю рынка, организационную структуру, прибыль и т.п.). Работа по планированию на таких предприятиях сосредоточена в специальных службах (экономическом, финансовом, планово-экономиче­ском отделах). В свою очередь службы планирования доводят ру­ководящие команды, допущения, прогнозы до руководителей подразделений, которые и разрабатывают планы.[6]

Туристское планирование является весьма трудоемким и слож­ным делом, поэтому в планировании и реализации любой дея­тельности в туризме принимают участие люди и организации, спо­собные оказывать реальное воздействие на направления и резуль­таты туристской деятельности. К ним, как правило, относятся:

•  местное население;

•  сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);

•  политические и другие официальные лица;

• профессиональные объединения и общественные организации работников сферы туризма;

• официальные представители правительства или администрации любого уровня, связанные с туристским законодательством и развитием.

Представители каждой из перечисленных категорий вносят свой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятия решений. Следует еще раз подчеркнуть, что их уча­стие особенно важно на ранней стадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этому процессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения про­блем в будущем со стороны лиц и организаций, по разным причи­нам не участвовавших в планировании туризма на первом этапе.

Туристское планирование — комплексный процесс, вовлека­ющий в сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областей деятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов, оказывающих негативное воздей­ствие на процесс планирования. Это наиболее часто происходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разре­шить большинство экономических и социальных проблем. К со­жалению, такие ожидания чаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии экономической депрессии и ско­ванных бюджетными ограничениями, сокращающими возможно­сти правительства финансировать и поддерживать развитие инду­стрии туризма. В таких странах правительства, не имеющие возможности пол­ноценно финансировать развитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность на устранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросы на част­ный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасается консолидации частного сектора в отрасли из-за боязни снижения собственной конкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке. Очень часто процесс туристского планирования останавлива­ется из-за общественных выступлений в защиту окружающей сре­ды и (особенно) действий со стороны различных инициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного пути планирования могут быть к этому времени достаточно высо­кими. Кроме этого при планировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий, основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющих­ся технологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов. Однако, как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексного планирования туризма в турист­ских центрах со временем возникают проблемы (в основном эко­логического и социального свойства), становящиеся очевидными прежде всего для туристов. Понятно, что на современном турист­ском рынке, находящемся под жесточайшим прессом конкурен­ции, туристы немедленно изберут для себя другие дестинации. Планирование туризма так же, как и планирование любого дру­гого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и не­допущения или устранения проблем.[7]

6. Планирование гостиничных объектов

Для создания повой гостиницы необходим проект, процесс создания которого подразумевает изучение многих областей экспертных зна­ний и многих взаимосвязанных видов деятельности. Любой такой  новый проект (как строительства нового отеля, так и реконструкции существующего) — это очень сложный инвестиционно-строитель­ный процесс. Разработчик гостиничного проекта управляет процессом его соз­дания и доведения до логического завершения (то есть выступает в качестве лидера группы в период реализации проекта); впоследствии он может принять па себя ответственность за функционирование предприятия (если является гостиничным менеджером). При создании крупных гостиничных комплексов па определенном этапе необходимо привлечение специалистов в специфических областях гостиничной деятельности (дизайнеров интерьеров, внешней инфра­структуры, финансистов, аналитиков рынка, специалистов по РК., юри­стов и т. д.), так как разработчик не может быть экспертом во всех об­ластях.

Менеджер отвечает за принятие повседневных решений, и когда проект переходит на следующую стадию, он может продолжить рабо­ту или быть заменен другим специалистом. Окончательное решение по возникающим в процессе реализации проекта вопросам владель­цы и инвесторы принимают на основании мнений всех членов рабо­чей группы.

Успех проекта во многом зависит от эффективного управления всеми участвующими в нем специалистами.

В общем виде проектирование гостиничного предприятия состо­ит из:

♦   анализа возможностей и планирования;

♦   строительства.

Анализ возможностей и планирование для гостиничного предпри­ятия связаны со следующими действиями:

♦ предварительным планированием и расчетом (определение объе­ма рыночных исследований, составление плана действий и бюд­жета);

♦  определением требований рынка (детальный анализ клиентской базы и рынка с учетом позиции конкурентов, делового и турист­ского потенциала местности и т. д.);

♦ оценкой объекта и кратким обзором инфраструктуры (полевыми исследованиями): места предполагаемой застройки, возможности доступа к объекту, расположения организаций и учреждений, наличия транспортной инфраструктуры, ландшафта вокруг предпо­лагаемого места застройки, ограничений и потенциала строитель­ства;

♦ планированием концепции будущего предприятия (определение окончательного места строительства, производственной мощно­сти, доступности, выбор команды, топ-менеджмента и т. п.);

♦ программированием продукта и производства (определение про­грамм гостеприимства, наборов постоянных продуктов и их ком­бинаций, фаз разработки);

♦   проведением экспертизы экономической целесообразности про­екта;

♦   анализом финансовых возможностей реализации проекта;

♦   согласованием разрешительной документации с различными струк­турами (с федеральными и местными властями, квазиобщественными организациями и т. д.);

♦   подготовкой заключительного плана;

♦   получением финансирования;

♦   началом строительства.

По завершении каждого этана анализа возможностей и планирования производится обсуждение и координация всех показателей. Ина­че бизнес-план может пойти по неверному пути.[8]


Заключение


Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своих национальных и исторических традиций, географических и геополити­ческих условий и трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Эффективной признается такая структура экономики, которая способна гарантировать устойчивый экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

Следует подчеркнуть, что малые предприятия — это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйствен­ную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает.[9]

Механизм функционирования организации в условиях рынка обусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, которое предъявляет рынок к организации (предприятию), — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции (услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда долж­но быть превышение доходов над расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.

Исходя из этого, каждое предприятие самостоятельно принимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказы­вать услуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученный доход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам оно принимает решения в соответствии со сво­ими интересами, отвечая своим имуществом за ошибки или неправиль­но выбранные действия.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития.


Литература

1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма / учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – СПб.: Питер, 2007г.

3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2007г.

4. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия) / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.

5. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика и организация туризма: международный туризм / учебное пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007г.

6. Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм / учебное пособие – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007г.

7. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. проф. Грязновой А.Г. и проф. Юданова А.Ю. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007г.

8. Саак А.Е., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / учебное пособие – СПб.: Питер, 2007г.

9. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / учебное пособие – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2007г.


[1] Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / учебное пособие, 2007г. Стр. 10-15.


[2] Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика и организация туризма: международный туризм / учебное пособие, 2007г. Стр. 97-98.

[3] Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – СПб.: Питер, 2007г. Стр. 31-35.

[4] Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол. авт.; под ред. проф. Грязновой А.Г. и проф. Юданова А.Ю., 2007г. Стр. 178-180.

[5] Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2007г. Стр. 17-20.

[6] Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм / учебное пособие – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007г. Стр. 179-182.

[7] Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма / учебное пособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г. Стр. 146-147.


[8] Саак А.Е., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / учебное пособие – СПб.: Питер, 2007г. Стр. 75-77.

[9] Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия) / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.