Рефераты. Предложение услуг предприятиями отрасли

1.2. Методы сегментации спроса на туристские услуги


Одним из наиболее распространенных подходов к изучению туристского спроса является сегментация.

Сегментация рынка (market segmentation) представляет собой деле­ние рынка на группы покупателей, характеризующихся общими чертами, прежде всего примерно одинаковым взглядом на товар или услугу, благо­даря чему можно применить единый комплекс воздействия на потребите­ля — маркетинг-микс.

В соответствии с делением рынков по виду реализуемых товаров ту­ристов следует считать индивидуальными потребителями, однако особен­ности туристских услуг как товара и особенности потребления туристских услуг в местах пребывания предполагают в меньшей степени индивиду­альное и в большей степени коллективное пользование туристскими бла­гами.

Туристы приобретают туры и услуги для личного пользования, по­этому в отношении них, как и вообще в отношении любого потребителя, в полной мере действуют факторы, влияющие на принятие решения о по­купке: экономическое и социальное положение, пол, возраст, род занятий, образ жизни, система ценностей, национальные особенности и культура, географические, психологические факторы.

Необходимость коллективного потребления туристских благ и услуг, когда индивидуум находится, например, в гостинице, ресторане, экскур­сионном автобусе, поезде, самолете, предполагает определенное поведе­ние, соблюдение этических норм, при этом проявляются соответствую­щие эмоции. Такие обстоятельства с трудом поддаются исследованию. Специалисты по маркетингу пришли к выводу, что поведение этой груп­пы потребителей может существенно отличаться от поведения других групп потребителей товаров индивидуального пользования.

Основой сегментации туристского рынка является выделение рыночных сегментов по потребительским признакам. К основным потребительским признакам относятся социально-экономические, демографические и географические признаки; к дополнительным — психографические и поведенческие признаки сегментации. Наиболее распространенными в исследованиях международного туристского спроса являются следующие признаки сегментации:

 по уровню доходов (income segmentation);

 по полу (sex segmentation);

 по возрасту и жизненному циклу семьи (age and lifecycle segmentation);                                                                                     

 по географии — страны, области, города (geographical segmentation);

 по социально-экономическим и демографическим особенностям; число членов семьи, род занятий, образование, религия, национальность (socio-economic & demographic segmentation);

 по психографическим моментам — социальный класс стиль жизни или личностные характеристики (psichographic segmentation);

  по степени информированности потребителей о товаре, отношения к нему и реакции на его использование (behaviour segmentation).[2]


2. Закон предложения

Предложение — количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются цена блага и нецено­вые факторы. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отра­жение в законе предложения.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода вре­мени.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно воз­растает и величина предложения; со снижением цен сокращается так­же и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое произво­дители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях боль­ше предложение благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход мож­но получить и без увеличения производства. В этом случае предложе­ние может сократиться.

Взаимодействие спроса и предложения — процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупате­лей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, кото­рый намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, ко­торый намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы, как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

Рыночная цена зависит как от спроса, так и от предложения. При этом одни экономисты преувеличивают роль спроса, другие — роль предложения. [3]


3.Эластичность предложения

Коэффициенты эластичности предложения

Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффи­циента эластичности, который рассчиты­вается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изме­нению цены.

Различные варианты интенсивности подобных изменений так­же могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:

•     эластичное предложение;

•     неэластичное предложение;

•     предложение единичной эластичности.

Кроме того, эластичность предложения также может прини­мать крайние значения — абсолютно эластичное и абсолютно не­эластичное предложение.

Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию.

На эластичность предложения оказыва­ют влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, став­ка процента, наличие резервных производственных мощностей, ха­рактер продукции, например, предложение промышленной продук­ции более эластично, чем сельскохозяйственной и др.

Важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако фактор вре­мени, т.е. период, в течение которого производители имеют возмож­ность приспосабливать объем предложение к изменению цены. Различают три временных интервала:

1)   кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит и объем предложения фактически фиксирован;

2) краткосрочный период, когда производственные мощности ос­таются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые фак­торы производства — сырье, рабочая сила и др.;

3) долгосрочный период, достаточный для изменения производ­ственных мощностей, организации новых предприятии, когда переменными становятся все факторы производства.

Представим коэффициент эластичности (           ) в виде формулы


_ Изменение        в %

   Изменение        в %


В случае эластичного спроса, когда прирост количества боль­ше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (         ); при неэластичном спросе, напротив,         ; а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно процентному изменению количества, устанавливает­ся равенство            (от которого, собственно, и пошло название «единичная эластичность»).

Примером эластичного спроса может служить спрос на предме­ты роскоши: драгоценности, меха, черную икру и др. Это же харак­терно для достаточно дорогих предметов потребления, таких как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, поездки на общественном транспорте и пр.

Давая графическую интерпретацию эластичности, обратим внимание на то, что в первом приближении  чем больше коэффициент эластичности, тем более пологой будет кривая спро­са, а чем он меньше, тем круче падает кривая.

Кроме трех рассмотренных степеней эластичности спроса по цене можно указать еще два особых случая: абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос.

В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса: потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса  В случае абсолют­но неэластичного спроса – они же покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т.е. изменение цены не вызывает никакого изменения спроса  (        ), а кривая  вырождается в вер­тикальную прямую. Примером спроса, приближающегося к абсолютно неэластич­ному, может служить ситуация с некоторыми медикаментами. Так, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него чело­век погибает, а при правильном приеме может десятилетиями жить в относительном здравии). Неэластичность спроса на наркотики эксплуатирует в своих целях преступный наркобизнес. Абсолютно эластичный спрос характерен для самой разнообразной продукции фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции.

Особенно же важны экстремальные случаи эластичности как полезные абстракции, позволяющие понять суть многих экономи­ческих процессов.

Подчеркнем еще один важный момент: в подавляющем боль­шинстве случаев эластичность непостоянна. При одном уровне иен эластичность спроса на данный товар может быть существенно выше или ниже, чем при других. Это делает особенно сложной проблему ее измерения. При конкретных подсчетах различают два способа измерения эластичности: определение точечной и дуговой эластичности. В принципе идеальным было бы измерение точечной эластичности, т.е. вычисление коэффициента эластичности для каждой конкрет­ной точки кривой спроса. Такой коэффициент прямо отвечал бы на вопрос о размерах изменения спроса в ответ на планируемое фирмой изменение цен. Однако для проведения соответствующих вы­числений необходимо, чтобы была известна функция спроса. [4]

4. Структура рынка

Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос на товар.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.