Рефераты. Права и обязанности проводника в вагонах дальнего следования перевозки пассаж

2.4. Обслуживание пассажиров в пути следования


Выполняемая проводником работа в пути разнооб­разна, и главная цель ее — обеспечить пассажирам комфортные, санитарно-гигиенические и безопасные. условия проезда. В обязанности проводника входит; предоставление пассажирам необходимых услуг, управ­ление техническими устройствами вагона - отоплени­ем, вентиляцией, кондиционированием воздуха и др., санитарное содержание вагона, обеспечение выполне­ния правил проезда пассажирами, поддержание обще­ственного порядка в вагоне, учет и передача свободных мест, оказание необходимой помощи Пассажирам в случае болезни, сообщение пассажиру необходимой ему информации о расписании движения поезда.

Не менее двух раз в сутки проводник обязан де­лать влажную уборку в вагоне. Четыре раза в сутки, а если необходимо, то и чаще должны убираться туалеты с обязательным мытьем полов. В купейных, мягких и вагонах СВ дважды в сутки пылесосят до­рожки в купе и коридоре. Перед остановками поезда на больших станциях, при следовании через санитар­ные зоны городов и курортных мест, перед мостами и тоннелями туалеты следует закрывать, а пассажи­рам разъяснить, что это требуется санитарными правилами.

Мусор пассажиры сбрасывают в специальный ящик в малом коридоре вагона (со стороны нерабочего там­бура). На стене вагона вывешивается надпись с ука­зывающей стрелкой «Для мусора». Скапливающийся в пути мусор проводник сжигает в топке котла или ч удаляет в специальные мусоросборники на станциях, которые указаны в книжке расписаний. Выбрасывать мусор на перегонах и станциях запрещается как пас­сажирам, так и персоналу поезда.

Пассажирские поезда в нашей стране за один рейс могут проследовать через несколько климатических зон, с севера на юг, с запада на восток и наоборот, по­этому одной из важнейших обязанностей проводника является поддержание необходимого теплового режи­ма в вагоне. Это возможно при правильной эксплуа­тации системы отопления и вентиляции.

При температуре наружного воздуха до —40 °С температуру в вагоне поддерживают при угольном отоплении не ниже 18 °С, при электрическом комбини­рованном—в пределах 18—20°С. Перед подачей на посадку вагон должен быть достаточно прогрет. В пу­ти следования проводник вагона обязан топить котел водяного отопления, следить за работой и состоянием отопительной системы. В вагонах с электрическим или комбинированным (электрическим или угольным) отоплением она должна постоянно работать в автома­тическом режиме и на ручное управление отоплением переходят с разрешения начальника поезда или поезд­ного электромеханика только при неисправности эле­ментов автоматики или при нарушении нормального температурного режима.

Пассажирские вагоны оборудованы устройствами для естественной и принудительной вентиляции. Про­водник вагона должен хорошо знать их работу и пра­вильно применять эти знания на практике. Необходи­мо обеспечивать в вагоне нормальны! воздухообмен, чтобы при длительном пребывании значительного ко­личества пассажиров в нем не повышались влажность и температура воздуха и содержание в составе возду­ха вредных для жизнедеятельности организма веществ не превышало допустимой нормы. Температура в ва­гоне регулируется с помощью вентиляционных устройств, особенно системы кондиционирования воздуха. Как правило, пассажиры хорошо чувствуют себя при температуре воздуха внутри вагона 18— 20 °С и влажности 30—70 %. Максимально допустимое "содержание углекислого газа в воздухе 0,1 % от объ­ема, пыли — не более 1 мг/м3.

С увеличением скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч и выше попадание пыли в вагон при закрытых окнах, дверях и рефлекторах резко воз­растает в результате подсоса через не плотности, по­этому система вентиляции должна создавать необхо­димый подпор воздуха изнутри вагона, чтобы обеспе­чить обмен воздуха и исключить попадание пыли.

Во время рейса проводник должен постоянно кон­тролировать температуру в вагоне и состояние венти­ляции, не только полагаясь на свои ощущения, но и следя за показаниями приборов. Следует также прислушиваться к мнению пассажиров. Занимаясь своей работой или находясь в служебном помещении, проводник может не ощущать духоты и повышенной температуры в вагоне.

Принудительная вентиляция обеспечивает в зим­нем режиме дополнительное поступление тепла для обогрева вагона, так как воздух подогревается кало­рифером, летом с ее помощью происходит воздухооб­мен и охлаждение воздуха внутри вагона. Установка принудительной вентиляции пассажирского вагона действует на трех режимах, или ступенях, работы. Первая ступень с малым объемом подаваемого возду­ха применяется зимой. Вторая ступень с подачей сред­него объема воздуха в вагон используется весной, осенью или летом при малой населенности вагона и при сравнительно невысокой температуре наружно­го воздуха. Третью ступень с подачей большого объ­ема воздуха применяют летом.

Наиболее комфортные условия для пассажи­ров созданы в вагонах, оборудованных устройствами кондиционирования воздуха. В этих установках воз­дух, подаваемый в вагон летом, охлаждается, а зимой подогревается, что позволяет в более широких диапазонах изменять температуру, влажность и другие па­раметры воздуха внутри вагона. Кондиционирование воздуха позволяет создавать в вагоне нормальные условия проезда при температуре наружного воздуха от+ 32°С до —40 °С. В настоящее время установками |для кондиционирования оборудованы вагоны СВ, вагоны-рестораны и часть купейных вагонов. В этих ва­гонах окна в купе не открывающиеся, а окна в коридоре вагона открываются через одно.

Естественная вентиляция вагона осуществляется через потолочные дефлекторы и открываемые окна. Проводник с помощью устройств отопления и вентиляции зимой и летом регулирует температуру и воздухообмен внутри вагона. Нормальный тепловой ре­жим в вагоне зимой, при низких температурах наруж­ного воздуха, достигается правильной работой системы водяного отопления котла и подогревом по­ступающего из вентиляционной установки воздуха до температуры не менее 20 °С.

Если в вагоне становится слишком жарко, провод­ник должен уменьшить нагрев котла отопления и уве­личить приток воздуха через вентилятор. В зимнее время при большой населенности вагонов, особенно плацкартных или с общими местами, при работающей вентиляционной установке нужно приоткрывать деф­лекторы в пассажирском помещении для улучшения воздухообмена и удаления использованного воздуха с большой влажностью и содержанием углекислоты. Со стороны котлового конца вагона дефлекторы от­крывают на 10—15 мм, в не котловой части вагона —на 20—25 мм.

Объективным показателем плохой работы венти­ляционной установки является запотевание окон с внутренней стороны вагона. В этом случае провод­ник включает более высокую подачу воздуха в вагон, а чтобы не охладить помещение, усиливает работу отопления. При выходе из строя системы электроснаб­жения вагона или неисправности самой вентиляцион­ной установки дефлекторы открывают.

Летом, при температуре наружного воздуха +20 °С и выше, вентиляционная установка вагона должна ра­ботать непрерывно, в том числе и на остановках поез­да. Вентилятор выключают на 10—15 мин в течение каждого часа работы. При повышении температуры в вагоне выше + 25°С вентиляционная установка не обеспечивает снижения температуры, поэтому необ­ходимо открыть окна с одной стороны вагона, а при температуре +30 °С и выше открыть все окна. При этом надо иметь в виду, что при движении на двухпутных участках с правой стороны по ходу поезда имеется опасность попадания пыли от встречных поездов в от­крытые окна вагона (рис. 1). Поэтому открывать окна необходимо с правой стороны по ходу поезда. При движении поезда со скоростью свыше 120 км/ч окна не открывают, так как через них будет попадать в ва­гон большое количество пыли. Летом и при работаю­щей принудительной вентиляции все дефлекторы должны быть открыты, зимой постоянно открытыми оставляются дефлекторы в туалетах.


Положение «открыто» положение «закрыто

Рис.1. Закрывание и открывание окон в пассажирском вагоне

1-защелка; 2-трехгранная головка; 3-нажимная рама; 4-фиксатор; 5-ручка


На рис. 1 показаны устройства для закрывания и открывания вагона. При подготовке опускных окон на зиму следует запереть защелку 1. Винты с трех­гранной головкой 2, установленные на нажимной ра­ме 3, необходимо равномерно затянуть. В этом состо­янии открывать окна больше нельзя. Открывание окон с усилием приводит к повреждению фиксирующих де­талей и самих окон.

Установка кондиционирования воздуха должна ра­ботать в автоматическом режиме и поддерживать тем­пературу воздуха в вагоне в пределах 22—25 °С летом и 18—22 °С зимой. Работа установки автоматически отрегулируется с помощью установленных в вагоне тер­мостатов, которые регулируют на изменение температуры При неисправности Термостатов можно перейти на ручное управление. Разрешение на это дает поезд­ной электромеханик, к которому проводник вагона обязан обращаться при любой неисправности систем кондиционирования, вентиляции, электроснабжения

Проводник обязан постоянно обеспечивать пасса­жиров своего вагона кипяченой охлажденной водой. Для этого в вагоне имеются комбинированный кипя­тильник непрерывного действия, охладитель питьевой воды и бачок для питьевой воды с разборным краном. Кипятильник (рис. 2) служит для обеспечения пас­сажиров питьевой водой и для приготовления чая.


Рис.2. Система питьевого водоснабжения


В пункте перестоя перед подачей вагона на посадку проводник растапливает топку кипятильника и топит ее древесным углем или топливными брикетами. Элек­трический обогрев кипятильника включается только при движении поезда. Производительность кипятиль­ника непрерывного действия при работе на твердом топливе 16—18 л/ч, на электрообогреве—12—14 л/ч. После приготовления достаточного количества ки­пяченой воды (при уровне на водомерном стекле ки­пятильника, соответствующем отметке 15 л) ее зака­чивают ручным насосом в охладитель питьевой воды до тех пор, пока она не покажется в смотровом стекле в верхней части охладителя. Затем на электрораспре­делительном щите включают охладительную установ­ку. Проверяют качество питьевой воды и ее темпе­ратуру, которая должна быть в пределах 12—18 °С.

Место для разбора питьевой воды находится в нише стенки служебного отделения, расположенного в ма­лом коридоре котлового конца вагона.

Горячая вода необходима также для умывальни­ков в туалетах и для мойки посуды. В котловом от­делении вагона имеются водоподогреватели. Летом вода нагревается топкой, зимой — змеевиком с горя­чей водой, температура которой не должна быть вы­ше 70 °С. В служебном помещении проводника обору­дована мойка для посуды, изготовленная в виде сталь­ной эмалированной раковины или раковины из нержа­веющей стали. Раковина имеет смеситель горячей и холодной воды и сливную трубу. Горячая вода посту­пает по специальному трубопроводу к умывальникам в туалетах, а также используется для уборки в вагоне, мойки туалетов и оттаивания унитазов в зимнее время.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.