мах) рассчитывается в зависимости от температуры наружного воздуха и марки угля, имеющегося в пункте снабжения. Уголь подвозят к поездам на электрокарах, тракторах с прицепами и грузовых автомашинах расфасованным в металлические ящики емкостью по 15 кг. Проводники высыпают уголь из ящиков в места хранения его в вагоне, а ящики возвращают. В пунктах формирования и оборота в зимнее время пассажирские вагоны должны снабжаться до полной их вместимости.
Поезда, следующие на комбинированном отоплении, могут отапливаться как электроэнергией, так и углем и поэтому снабжаются в пунктах формирования по полной норме, а на промежуточных станциях — только в аварийном случае, когда по какой-либо причине не работает электроотопление и уголь выдается по требованию начальника пассажирского поезда.
2.3. Посадка и размещение пассажиров в вагоне
Основная задача проводника вагона — обеспечение необходимых удобств и услуг пассажирам в пути следования. Важнейшими моментами в работе проводника являются посадка пассажиров и размещение их в вагоне, обеспечение нормального отопления, вентиляции и освещения в вагоне, предоставление постельных принадлежностей, чая, настольных игр, необходимой информации.
Посадка пассажиров в начальном пункте отправления поезда начинается немедленно после объявления ее по громкоговорящей сети вокзала, а в пути следования — после прибытия поезда и высадки пассажиров. Любая задержка в посадке неприятно действует на пассажиров, поэтому проводник обязан подготовиться к ней заранее. Во время посадки проводник встречает пассажиров перед входом в вагон, а если плохая погода — в тамбуре у открытой двери вагона. Посадка в вагон производится через открытые тамбурные двери рабочей (котловой) стороны вагона с посадочной платформы.
При посадке проводник обязан тщательно проверить проездные документы пассажиров: установить, правильно ли оформлены проездные документы, соответствуют ли номер поезда, направление, дата посадки и отправления, а также категория и номер вагона и места тем, что указаны в документах. В случае необходимости он может также попросить пассажира предъявить документы, дающие право на приобретение льготного билета.
Если при посадке проводник обнаружил, что кассой продано два или более билетов на одно место, он разрешает пассажиру войти в вагон, и просит его подождать решения вопроса о предоставлении ему места. Начальник поезда сам или с помощью работников вокзала выделяет место пассажиру здесь или переводит его в другой вагон. Следует принести извинения пассажиру за ошибку, допущенную работниками железной дороги.
Находящиеся в алкогольном опьянении пассажиры к посадке на поезд не допускаются. Если пьяный пассажир обнаружен проводником во время поездки, то его удаляет из вагона начальник поезда или работники милиции. При этом составляется акт, который подписывают кроме проводника или начальника поезда еще два свидетеля. Пассажиру, находящемуся в алкогольном опьянении, делается соответствующая отметка в билете или билет погашается, и таким образом он лишается возможности использовать или сдать этот билет.
Запрещается посадка в вагон пассажиров с ручной кладью, общий вес которой превышает установленную норму (36 кг на один взрослый или детский билет) или она загромождает проходы или купе. Излишний вес ручной клади пассажиру предлагают оплатить по действующему тарифу через кассу вокзала или непосредственно начальнику поезда. Только после этого разрешается посадка. Так как на вокзалах отсутствуют весы для определения точного веса ручной клади, его устанавливают приблизительно, путем внешнего осмотра.
В пассажирских вагонах запрещается провозить при себе легкогорючие, взрывчатые и токсичные вещества. При обнаружении их в ручной клади пассажира ему может быть отказано в посадке на поезд или его удаляют из поезда. Поездка может быть разрешена только после того, как пассажир удалит опасные грузы из своей ручной клади. В случае отказа пассажиру в поездке из-за наличия в его вещах легкогорючих, взрывчатых и токсичных грузов его проездные документы годности не теряют.
Проводник обязан предупреждать пассажиров, чтобы они не забывали билеты у провожающих. За 5 мин до отправления поезда начальник поезда предупреждает об этом пассажиров по поездной громкоговорящей сети. За 2 мин до отправления начальник поезда по громкоговорящей сети, а проводники — в вагонах предлагают провожающим покинуть вагоны.
Пассажиры, которым билеты были оформлены без указания места, имеют право войти в вагон. При наличии свободных мест после отправления поезда они им предоставляются, а при отсутствии мест их переводят в другие вагоны или предлагают подождать, пока освободятся места.
Пассажирам приятно видеть при посадке приветливого и вежливого проводника. Он должен оказывать помощь престарелым пассажирам, инвалидам и пассажирам с детьми. Если при посадке в вагон возникли какие-либо недоразумения или пассажир обратился с просьбой к проводнику, тот предлагает ему подождать конца посадки, а если у пассажира проездные документы оформлены на этот поезд или в этот вагон, то он просит его войти в вагон. После окончания посадки и отправления поезда проводник сам или с помощью начальника поезда разрешает возникшие недоразумения или удовлетворяет просьбу пассажира. Если пойти ему навстречу нет возможности, нужно в вежливой форме объяснить причину.
После отправления пассажирского поезда со станции проводник проходит по вагону, еще раз проверяет проездные документы и соответствие их местам, занятым пассажирами, в плацкартных, купейных и мягких вагонах, забирает у пассажиров проездные документы и раскладывает их в соответствий с номерами мест в вагоне в карманы для хранения билетов. Билеты при этом погашаются путем складывания и надрыва. Нельзя погашать билеты транзитных пассажиров, которые будут делать пересадку на другой поезд, и тех пассажиров, которые заявили, что будут делать разрешенную Правилами перевозок остановку в пути следования. Пассажирам, желающим получить постельное белье, проводник приносит и выдает комплекты белья непосредственно у занимаемых ими мест.
Если поезд отправился с начального пункта и в вагоне два проводника, то они с целью сокращения времени обслуживают пассажиров вдвоем: один собирает билеты, второй раздает постельное белье. Затем дежурный проводник заполняет бланк населенности и расхода постельного белья формы ЛУ-72: отмечает станции посадки и высадки пассажиров, номера занимаемых ими мест и делает отметку о выдаче белья.
По обоюдному согласию двое пассажиров могут обменяться местами, поставив об этом в известность проводника вагона. Если пассажир обратился к проводнику с просьбой предоставить ему нижнее место взамен верхнего или заменить место в одном купе на более удобное для него место в другом купе, проводник разрешает это только с согласия остальных пассажиров. При этом проводнику следует быть предельно вежливым. О просьбах пассажиров о переводе их в другой вагон или в вагон более высокой категории проводник сообщает начальнику поезда, который и принимает решение.
Во всех случаях, когда кассой ошибочно проданы билеты на одни и те же места двум и более пассажирам, проводник разрешает занять это место одному из них. В первую очередь предоставляется место инвалидам, больным, престарелым, ветеранам войны, пассажирам с детьми или тем, кто пришел на посадку раньше. Второго пассажира начальник поезда сам или с помощью работников вокзала размещает на свободное место в этом или другом вагоне в соответствии с Правилами перевозок.
Ручную кладь пассажиры размещают на предназначенных для этого местах. Проводник обязан разъяснить пассажирам, что рундуки под нижними полками служат для хранения постельных принадлежностей и что только при пустых рундуках пассажиры, имеющие спальные места как на нижних, так и на верхних полках, могут поместить туда свои вещи. В пассажирских вагонах ниже уровня пола имеется емкость для хранения использованного белья. Запрещается помещать туда какие-либо вещи пассажиров.
Как было сказано выше, пассажир должен начинать свою поездку с того пункта, который указан в билете. Если при отправлении поезда место оказалось свободным, начальник поезда размещает на нем пассажира или отдает его в продажу, поэтому пассажир, совершающий посадку в поезд уже в пути следования, теряет право на то место, которое отмечено в его билете на начальном пункте отправления. В международных поездах действует порядок, согласно которому место, не занятое пассажиром в течение 30 мин после отправления поезда, считается свободным и может быть предоставлено другому пассажиру или передано в продажу.
Если при посадке в поезд пассажиров с мелкими животными или птицей (хотя это и разрешено Правилами перевозок) соседи по купе возражают против совместного проезда с ними, проводник может урегулировать этот конфликт сам или с помощью начальника поезда. Если пассажир в купе международного вагона возражает против перевозки животных, то владельцу животных предоставляется место в другом купе. При несогласии его оплатить стоимость проезда и плацкарты в отдельном купе, ему отказывается в перевозке.
Пассажиры разного пола могут ехать вместе в спальных вагонах международного поезда только с обоюдного согласия. В противном случае начальник поезда обязан перевести их в другое купе.
Проводники должны предупреждать пассажиров своего вагона о подъезде к их станции назначения. Проводники спальных вагонов несут ответственность за проезд пассажирами станций назначения и пересадки, указанных в билете. В случае проезда пассажиром станции высадки составляется акт за подписью начальника поезда, проводника и самого пассажира. Акт заверяется на станции и дает право пассажиру возвратиться, на станцию назначения, которую он проехал, без оплаты проезда.
Если установлено, что пассажир отстал от поезда, проводник сообщает об этом начальнику поезда. Затем с участием двух пассажиров как свидетелей составляют акт, в котором указывают вид и количество вещей, принадлежащих отставшему пассажиру. Акт подписывают начальник поезда, проводники вагона и оба пассажира-свидетеля. Проводник обязан обеспечить сохранность вещей и по указанию начальника поезда передать их на станцию по пути следования или в пункте назначения. Если в вагоне проводник обнаружил забытые или утерянные вещи, он должен обращаться с ними как с находкой. Эти вещи могут быть возвращены во время рейса пассажиру, заявившему о потере, в том случае, если он может точно описать их. Факт возвращения вещей пассажир должен подтвердить проводнику в любой форме — письменно или устно. Если владелец утерянных вещей не обнаруживается, их сдают в камеру забытых вещей на вокзале станции назначения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5