Рефераты. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь на примере Свислочского отдела социальной защиты

Как видно из таблицы, размер среднемесячной заработной платы увеличился по сравнению  с 1.01.2005г. на 112396 рублей.

В связи с этим можно говорить и об увеличении трудовых пенсий, т.к. очередная индексация заработной платы и соответственно перерасчет пенсии производятся, если среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в сравнении с ее величиной, примененной при предыдущей индексации, возросла более чем на 15%.

Таблица 1.8


Наименование показателей

На

1.01.2005г.

На

1.01.2006г.

Изменение,

+/-

Бюджет прожиточного минимума,

Рублей

128860

150800

+21940


На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что бюджет прожиточного минимума увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 21940 рублей.

Следует указать, что от бюджета прожиточного минимума зависит размер пособий: по уходу за инвалидом 1-й группы, за 80-летним пенсионером, ребенком-инвалидом до 18 лет; государственных пособий семьям, воспитывающим детей, социальных пенсий, размер надбавок ветеранам Великой Отечественной войны.

Он изменяется  4 раза в год: по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.


2.4 Анализ структуры количества назначенных пенсий.

Таблица 1.9


Наименование показателей

На

1.01.2005г.

На

1.01.2006г.

Изменение,

+/-

С-ма

Уд.вес

С-ма

Уд.вес

С-ма

Уд.вес

По возрасту

174

60,21

216

68,14

+42

+7,93

За выслугу лет

4

1,38

8

2,52

+4

+1,14

По инвалидности

37

12,80

35

11,04

-2

-1,76

По потере кормильца

63

21,80

42

13,25

-21

-8,55

Социальные

11

3,81

16

5,05

+5

+1,24

Всего

289

100

317

100

+28

-


По состоянию на 1.01.2005г. наибольший удельный вес в общем количестве назначенных пенсий составили пенсии по возрасту – 60,21%, затем - пенсии по потере кормильца – 21,80%, пенсии по инвалидности – 12,80%, социальные пенсии – 3,81% и, наконец, пенсии за выслугу лет – 1,38%.

Аналогичную картину мы видим по состоянию на 1.01.2006г.: пенсии по возрасту по-прежнему занимают наибольший удельный вес в общем количестве назначенных пенсий – 68,14%, пенсии по потере кормильца составляют 13,25%, пенсии по инвалидности – 11,04%, социальные пенсии – 5,05% и пенсии за выслугу лет – 2,52%.

Анализируя данные таблицы, мы видим, что удельный вес пенсий по возрасту увеличился по сравнению с прошлым периодом на 7,93%. Это говорит о том, послевоенное поколение подошло к пенсионному возрасту. Увеличился и удельный вес пенсий за выслугу лет на 1,14% в связи с тем, что в настоящее время к категории получателей данного вида пенсий относится, например, т.н. категория интеллигенции (врачи, учителя и др.). На 1,24% увеличился по сравнению с прошлым периодом удельный вес социальных пенсий. Данное изменение произошло за счет увеличения численности получателей социальных пенсий, например, когда ребенок-инвалид достигает 18 лет и с него не снимается инвалидность, он становится получателем социальной пенсии. А вот удельный вес пенсий по инвалидности уменьшился на 1,76%. Данное изменение произошло за счет значительного улучшения в настоящее время условий труда на производстве, повышенному вниманию к изучению инструкций по технике безопасности. Изменение в сторону уменьшения произошло и в удельном весе пенсий по потере кормильца – на 8,55%.


3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.


Послевоенный период относительно стабильного развития мировой экономики в конце ХХ века отрясли несколько глобальных кризисов, заставивших мировое сообщество по-новому переосмыслить социально-экономическую ситуацию. Тенденции глобализации экономических процессов, приводящие к кардинальной переоценке объемов социальных затрат в обществе и роли заработной платы в социальных отношениях, старения населения, миграции рабочей силы и перехода к экономике постиндустриального общества поставили перед правительствами практически всех государств задачу необходимости реформирования социальной защиты населения с целью ее адаптации к новым социально-экономическим условиям. Система социальной защиты подошла к новому рубежу своего развития, а большинство стран мира находятся в условиях трансформации систем социального развития или, по крайней мере, в стадии обдумывания путей и возможностей их преобразования.

Пенсионное обеспечение является одним из основных элементов системы социальной защиты. В Беларуси, например, пенсионные выплаты составляют около 80% средств, направленных на финансирование социальной сферы.

Вместе с тем действующая в республике система пенсионного обеспечения, основанная на финансировании пенсий за счет текущих поступлений, не может обеспечить достойный уровень пенсий и требует своего реформирования. Это процесс уже начали ряд государств с переходной экономикой: Россия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Венгрия, Чехия, Польша и др. Реформирование пенсионных систем здесь базируется на подходах боле глубокого вовлечения работников в финансирование будущих пенсий.

Примером полного перехода от государственного пенсионного обеспечения к частному могут являться пенсионные реформы в Чили, где с 1981 года начали действовать только частные пенсионные программы. В Казахстане с 1998 года  также началось реформирование пенсионного обеспечения с замещением государственной системы на частную. В Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды начали свое активное развитие с 1994 года. В настоящее время сумма пенсионных резервов частных пенсионных фондов составляет 61,7 млрд. рублей или свыше 2 млрд. долларов США, а граждане России, по их выбору и желанию, имеют возможность перевести свои пенсионные накопления из государственного в частный пенсионный фонд.

Система пенсионного обеспечения является крупнейшей сферой социальной отрасли, и, наверное, поэтому большинство отечественных и зарубежных исследователей при рассмотрении вопросов социальной защиты уделяют ей наибольшее внимание, а также рассматривают отдельные аспекты социальной зашиты, такие как, например, социальное страхование и пенсионное обеспечение, социальная работа и социальная помощь, влияние социальной сферы на формирование рынка труда и социальную политику.

На рубеже ХХ и ХХI веков практически все страны мира оказались в равной ситуации – ситуации понимания нарастающих проблем в системе социальной защиты и поиска путей преодоления этих проблем.

Первым системным исследованием социальных проблем в мире явилась публикация Всемирного банка «Предотвращение кризиса старения: политика защиты пожилых и содействия экономическому росту». Несмотря на то, что в данной работе основное внимание уделяется пенсионному обеспечению, эта публикация вызвала бурную общественную реакцию и вывела вопрос рассмотрения социальных проблем из обсуждения узким кругом специалистов на один из приоритетных уровней исследований социальной проблемы мировым сообществом.

Анализ публикаций, рассматривающих с разных сторон проблемы социальной защиты, с позиции проводимых и планируемых реформ, позволяет выделить  пять основных тенденций в области реформирования систем социальной защиты.

Во-первых, снижение уровня перераспределения финансовых ресурсов в системе социальной защиты как на групповом уровне внутри поколения, так и на уровне поколений. Перераспределительные тенденции в системе социальной защиты изначально задумывались как инструмент поддержки малоимущих слоев населения за счет более состоятельных. Однако исследования, проведенные специалистами Всемирного банка, выявили обратные тенденции в перераспределении средств – не от богатых к бедным, а наоборот. Основная причина такого перекоса заключается в том, что более богатые лица входят плательщиками в системы социальной защиты в более позднем возрасте (за счет сроков на учебу, стажировки и пр.), и, следовательно, делают взносы менее продолжительное время. Однако продолжительность жизни у этих слоев населения выше, чем у малоимущих, и, следовательно, они имеют возможность более продолжительный период пользоваться плодами системы социальной защиты. Наблюдается эффект социальной несправедливости.

Во-вторых, это установление более тесной связи между компонентами системы социальной защиты и фактическими социальными потребностями. Проводимые преобразования системы социальной защиты, и особенно ее компоненты социальной помощи, переводятся на адресный программно-целевой принцип на основе поддающихся проверке доходов или потребностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.