Рефераты. Пенсии в связи с особыми условиями труда

Список № 1 состоит из 24 разделов, а Список № 2 – из 34. Оба пре­дусматривают, в частности, горные работы, металлургическое произ­водство как черных, так и цветных металлов, металлообработку, хими­ческое производство, производство строительных материалов, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическое производство, транс­порт, работы с радиоактивными веществами и др. В обоих Списках есть раздел «Общие профессии», в который включены профессии, сквозные для многих производств. Списки содержат 2,2 тыс. наимено­ваний профессий и должностей[5].

Министерству труда и Министерству социальной за­щиты населения Российской Федерации предоставлено право по согла­сованию с Пенсионным фондом и с профсоюзами давать разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2. Руководителям предприятий (объединений) и организаций предписано определять с участием проф­союзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должно­стей, работникам которых в соответствии с указанными выше Списка­ми установлено льготное пенсионное обеспечение, и знакомить с ними трудящихся.

Приказом Министерства труда и занятости населения РФ и Ми­нистерства социальной защиты населения РФ от 8 января 2002 г. утверждено разъяснение № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2.

Российские органы социальной защиты населения при назначении пенсий по Спискам № 1 и № 2 от руководителей предприятий, учреждений, организаций, представляющих своих работников к назначению пенсии, не требуют в подтверждение права на пенсию данные о резуль­татах аттестации рабочих мест, заключение органов государственной экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на конкретном рабочем месте. Право на пенсию определяется на основании записей в трудовой книжке, а если в Списках указываются дополнительные показатели или условия, при которых может быть назначена пенсия (например, класс опасности получаемых или применяемых вредных веществ, заня­тость на горячих участках и т.п.), такие сведения должны быть под­тверждены уточняющими справками с места работы со ссылками на соответствующие документы.

Списки применяются независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах. Право на пенсию по Спискам № 1 и № 2 имеют работники, посто­янно в течение полного рабочего дня занятые выполнением работ, предусмотренных названными Списками. Под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение таких работ в течение не менее 80% рабочего времени. Подготовительные, вспомогательные, текущие ремонтные работы, а также работы вне своего рабочего мес­та, но в целях обеспечения исполнения работником его трудовых функ­ций, включаются в указанное рабочее время. При одновременной заня­тости на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Спи­сками № 1 и № 2, пенсия назначается по Списку № 2. Если совмещае­мые работы как предусмотрены, так и не предусмотрены Списком, то при занятости на работах, предусмотренных соответствующим Спи­ском, менее 80% рабочего времени периоды выполнения совмещаемых работ в специальный стаж не засчитываются ( п. 2 и 3 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002 г. № 1).

      В Списках № 1 и 2 профессии и должно­сти соответствуют Единому тарифно-ква­лификационному справочнику работ и про­фессий рабочих (ЕТКС), введенному в дей­ствие в2001-2003 гг., а также Квалифика­ционному справочнику должностей руково­дителей, специалистов и служащих. Они обязательны для применения на предприятиях и в организациях всех от­раслей экономики Российской Федера­ции независимо от форм собственности. ЕТКС состоит из 72 выпусков, включаю­щимися к ним тарифно-квалификационными характеристиками работ (ТКХ) помещены в соответствующих разделах выпусков ЕТКС.  Во всех случаях тарифицировать рабо­чего и присваивать ему наименование про­фессии следует по тому разделу ЕТКС, в котором предусмотрены соответствующие производства и выполняемые им работы.

При этом тарифицируемая конкретная работа, которая практически выполняет­ся рабочим, сопоставляется с соответст­вующими работами, описанными в ТКХ, а также с типовыми примерами работ, по­мещенными в справочнике или в допол­нительных перечнях примеров работ. Некоторые категории работающих – работники локомотивных бригад, летного состава, плавсостава, горноспасатель­ной и газоспасательной служб, военизи­рованной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации откры­тых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны – по ЕТКС не та­рифицируются. Их права и обязанности регламентируются уставами и специаль­ными положениями.

Следует отметить, что изданный в 2003 году Общероссийский классифика­тор не пригоден для его использования при организации работы по льготному пенсионному обеспечению, т.к. его раз­работчики не учли практику применения пятизначных кодов Общесоюзного клас­сификатора, взятого за основу при раз­работке Списков № 1 и 2. Часто при рассмотрении пенсионных дел обнаруживается, что в трудовую книжку рабочего записаны устаревшие наименова­ния профессий, которые в дальнейшем бы­ли изменены в связи с неблагозвучностью или унификацией (объединением несколь­ких родственных профессий в одну). В свя­зи с этим требуется правильно определить новое наименование профессии работника и установить его право на льготное пенси­онное обеспечение по Спискам № 1 и 2. В данном случае для определения действую­щего (нового) наименования профессии или должности исходя из ранее действо­вавшего (старого) наименования и наобо­рот служат 67-й и 68-й выпуски ЕТКС, кото­рые являются сборниками таблиц прямого и обратного поиска наименований профес­сий[6].

При сопоставлении выполняемой работы со Списками № 1 и № 2 и ЕТКС зачастую возникает проблема несоответствия названий профессий. Это бывает в тех случаях, если на отдельных предпри­ятиях допускается местное (произволь­ное) наименование профессий. В этом случае тождественность ме­стного наименования профессии и на­именования, предусмотренного ЕТКС и Списками № 1 и 2, устанавливается пу­тем сравнения характера фактически выполняемой работы с характеристи­ками работ по профессиям действовав­ших в то время ТКС или ЕТКС.

Далее определяется наименование профессии, которое следовало бы уста­новить рабочему за выполняемую им ра­боту. В данном случае тождественность профессий определяется на основании документов, подтверждающих характер выполняемой работы и ее соответствие характеристике, предусмотренной ука­занными справочниками. Но бывают ситуации, когда в трудовой книжке указана профессия, которая со­держится в ЕТКС, то есть она уже юриди­чески существует и права на пенсию по Спискам № 1 и 2 не дает.

Однако предприятие настаивает на том, что это наименование профессии ус­тановлено работнику неправильно, ссылается на характер выполняемых им работ и просит установить ему наименование про­фессии, которое содержится в Списке № 1 или 2 и, по мнению предприятия, тождест­венно записанному в трудовой книжке. В данном случае тождественность на­именований профессий не может устана­вливаться.

В тех случаях, когда рабочий выполня­ет работы разных профессий, наимено­вание профессии устанавливается по ос­новной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ[7].

Решение этих вопросов возложено в настоящее время на Государственную экспертизу условий труда. В своих действиях она руководствуется Методичес­кими рекомендациями государствен­ному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утвержденными заместителем министра труда РФ 30 августа 2001 года. Круг ее полномочий таков:

– сопоставить утвержденный пред­приятием Перечень рабочих мест, наи­менования профессий и должностей, работникам которых положена льгот­ная пенсия, со Списками производств, работ, профессий, должностей и пока­зателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

– сравнить тождественность наиме­нования профессии рабочих и должно­стей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного уче­та предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименования­ми, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соот­ветствие состава работ, предусмотрен­ных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должност­ных инструкциях и т. п.), составу работ по ЕТКС и КС;

– проверить документы, направляе­мые предприятием в органы социаль­ного обеспечения для назначения льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профес­сий, должностей и показателей, по ко­торым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления.

В случаях, когда в представленных организацией документах для назначе­ния льготных пенсий нет полных дан­ных о характере и условиях труда ра­ботников конкретных должностей и профессий, определяющих их право на эту пенсию, в соответствии с разъяснением Минтруда № 58-ЕК «О назначении работникам льготных пенсий» от 15.11. г. во внимание принимаются экспертные заключения органов Госу­дарственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

При возникновении спорных вопро­сов об обоснованности экспертных за­ключений решение по ним принимает департамент охраны труда Министер­ства труда Российской Федерации, вы­полняющий и функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда.  Тем не менее, на практике все еще возникают проблемы, связанные с тем, что Пенсионный фонд находит возможным оспаривать отдельные заключения Госэкпертизы[8], зачастую ее решения не принимаются во внимание органами социальной защиты. По таким случаям очень четкую позицию занял Верховный Суд РФ, который письмом от 02.08.02 г. № 4164-5/общ. довел до сведения нижестоящих судов разъяс­нение Минтруда России № 58-ЕК и ре­комендовал использовать его при рас­смотрении споров, связанных с вопро­сами льготного пенсионного обеспече­ния.

2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.


2.1 Перечень профессий с особыми условиями труда.


Пенсия в связи с особыми условиями труда назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии не менее 25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет и при наличии не менее 20 лет общего трудового стажа, если они не менее половины требуемого ста­жа (т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились:

– в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных ка­тегорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, – по Списку профессий и должностей (п. «д» ст. 12 За­кона). Список таких профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 272. Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. .№ 5а. К последнему приложен Перечень ранее приме­нявшихся наименований профессий и должностей работников железно­дорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. «д» ст. 12 Закона;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.