Рефераты. Паломнический туризм p>Если для группы религиозно-познавательного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане  или  кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке  качества  тура,  то для паломника этот факт может перечеркнуть все  остальные  усилия  турфирмы, создать   психологический    дискомфорт    и    эмоциональное    напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-познавательного  включает  в  себя не только посещение и квалифицированный осмотр  храмов,  монастырей,  святых мест (источников и т. д.), но и реальное  участие  паломника  в  религиозной жизни храма или монастыря, возможность  посещения  богослужения,  совершения молитвенного правила утром и вечером, перед и  после  трапезы,  в  начале  и конце пути. Организаторы  паломнических  туров  должны  учитывать  специфику подобных  поездок  и  соответствующим  образом  планировать  время,  разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже  на стадии   комплектования   группы   следует   учитывать    интересы    людей, информировать их о специфике тура,  рискуя  в  противном  случае  создать  в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в  одно  место,  но  преследующих различные цели. Религиозно-познавательные и  паломнические  туры  объединяют прежде всего маршруты экскурсионной поездки  и  объекты  показа,  что  часто приводит к смешению  данных  категорий,  когда  любая  поездка  в  монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные  цели, а  именно:  паломнический   тур   прежде   всего   мотивирован   религиозно, познавательный тур мотивирован прежде всего  познавательно.  Различие  целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа  и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной  лексики  и  т.д.  Часто  неоправданно  считая,   что   паломничество   преследует   только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию  и  экскурсии.  Это серьезно обедняет  само  паломничество  как  путешествие  к  святому  месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской  культуре  и  традициям благочестия.  При  организации   паломнических   туров   следует   учитывать интеллектуальные  и  возрастные   особенности,   эмоциональное   состояние участников  поездки,  случаи  совпадения   паломнического   тура   с   днями религиозных  праздников.  Важное,  а  иногда  и  определяющее  значение  для организации  религиозно-познавательного  туризма  имеет   взаимодействие   с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей.  При организации паломничества это один из ключевых моментов.

Т а б л и ц а  1 - Данные по сегментным группам.


Сегментные группы

Общее кол-во %

Общее кол-во чел.

Цены на туруслуги руб.

Набор услуг

Глубоко верующие

17

1054

1000-8000

Транспорт

Трансфер

Питание в обители

Проживание в обители

Верующие

24

1488

1000-8000

Транспорт

Трансфер

Питание в обители

Проживание в обители

Интересующиеся религией

35

2170

1500-8000

Тренспорт

Сопровождение

Трансфер

Питание в общественных местах и в обители

Проживание

Экскурсионное обслуживание

Анимация

Не интересующиеся религией

13

806

1500-1100

Тренспорт

Сопровождение

Трансфер

Питание в общественных местах и в обители

Проживание

Экскурсионное обслуживание

Анимация

Дети, школьники, студенты

11

682

1500-8000

Тренспорт

Сопровождение

Трансфер

Питание в общественных местах и в обители

Проживание

Экскурсионное обслуживание

Анимация

Хотелось бы отметить, что развитие паломничества и религиозно-познавательного туризма в целом по стране ведет  в том числе и к духовному воспитанию нации. Религия является неотъемлемой частью любого государства, его опорой.

3.3. П р и м е р н а я  п р о г р а м м а   п о з н а в а т е л ь н ы х    т у р о в  р е л и г и о з н о й   н а п р а в л е н н о с т и  н а  В а л а а м.

 

Валаам. Основные экскурсии.

1. «Центральная усадьба».

Обзорная экскурсия по центральной усадьбе Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря по традиции начинается от причала Монастырской бухты, куда прибывали суда валаамского флота в XIX - нач. XX века, и откуда особенно красиво смотрится монастырь, расположенный на высокой скале.

От пристани дорога ведет к подножию горы Фавор, на вершину которой поднимается широкая, устроенная еще в середине прошлого века лестница в 62 ступени. Слева от лестницы открывается вид на знаменитый монастырский сад, чарующий своей нежной красотой более всего в пору цветения и тихой золотой осенью. Над садом, вдоль узорной чугунной решетки, идущей по краю скалы, проложена тропа, откуда иноки старого Валаама любовались на сумрачные, отражающие красноватые скалы воды Монастырской бухты, встречая или провожая суденышки с паломниками.

Далее путь идет мимо мраморной Знаменской часовни к Святым вратам обители, украшенным надвратной Петропавловской церковью, в которой сейчас располагается выставка икон Северного Приладожья.

Пройдя Святыми вратами, гости попадают в монастырь, где им предстоит посетить Успенскую трапезную церковь - самую старую из сохранившихся на Валааме, осмотреть келейные корпуса и хозяйственные постройки, на Старом братском кладбище вспомнить валаамских подвижников былых времен.

В сувенирной лавочке можно приобрести что-нибудь из изделий монастырских промыслов, чтобы увезти с собой на память «частицу Валаама».

Любители пешеходных прогулок предпочитают, как правило, посетить еще одно чудо трудолюбия валаамских иноков: на расстоянии чуть более километра от монастыря располагается уникальный архитектурно-ландшафтный комплекс Игуменского кладбища, где на сравнительно небольшой территории собраны деревья и кустарники из разных уголков России - от широколиственных вязов и ясеней до сибирских пихт и кедровых сосен. К обители от Игуменского кладбища ведет широкая аллея вековых лиственниц, прозрачной кисеей обрамляющих вид на вздымающуюся вдали громаду собора.

Особое место в ходе экскурсии уделяется посещению главного действующего храма монастыря - величественного Спасо-Преображенского собора, где покоятся мощи святых основателей обители - преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

Продолжительность маршрута - 3 км  Длительность экскурсии - 2 часа 30 мин 

2.  «Остров монашеского подвига».

Теплоходная экскурсия по красивейшим местам Валаамского архипелага: вдоль его западного побережья, из Большой Никоновской бухты в бухту Монастырскую, на высоком берегу которой располагается центральная усадьба Валаамской обители с ее величественным Спасо-Преображенским собором.

Маршрут движения теплохода проходит мимо небольших островков, живописных проливов и уединенных островных скитов - Предтеченского и Никольского.

Обладающий самым строгим уставом Предтеченский скит по традиции закрыт для посещения, и лишь с воды можно увидеть главку его колокольни да светло-серый гранитный поклонный крест, ярко выделяющийся на фоне красноватых скал и темно-зеленой хвои сосен.

Недавно отреставрированный храм Никольского скита, удивительная стройность и гармоничность которого открывается именно с воды, поистине является одним из шедевров русского зодчества второй половины XIX века и главным украшением возрождающейся Валаамской обители. 

Длительность экскурсии - 35 минут. Экскурсия проходит на монастырском теплоходе  (вместимость - 120 человек).

3. «Скиты Валаама».

Пешеходная экскурсия, построенная на стремлении показать и раскрыть удивительную гармонию дикой, суровой северной природы и строгой подвижнической иноческой жизни.

Маршрут экскурсии проходит по трем валаамским скитам - Воскресенскому, Гефсиманскому и Коневскому.

В районе внутренних Игуменских озер гостей острова ожидает встреча с удивительным, прикровенным уголком Валаама, где некогда располагалась пустынька отшельника. Всегда ровная водная гладь, отражающая густой хвойный лес, дубовая аллея, образующая прозрачную шелестящую арку, деревянные мосточки, соединяющие низкие берега, густой, целительный, напоенный ароматом можжевельника воздух - все это создает особую умиротворяющую атмосферу.

Заканчивается экскурсия «Скиты Валаама» на территории комплекса монастырской фермы, с конца прошлого столетия снабжавшей обитель превосходными молочными продуктами. Здесь рассказ коснется вопросов хозяйственной и экономической жизни обители.

Особое место в экскурсии уделяется знакомству с уникальным природным комплексом Валаамского архипелага, его флорой и фауной.

Продолжительность маршрута - 6 км Длительность экскурсии - 3 часа

 

Праздничные туры Паломнической службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

ПРАЗДНИЧНЫЕ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ РЕЙСЫ НА КРУИЗНОМ ТЕПЛОХОДЕ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

комфортабельный 4-х палубный теплоход 301 проекта (Германия) 1,-2,-3-местные каюты со всеми удобствами (туалет, душ, кондиционер)

РЕЙС 1

9-12 июля 2007 С.-Петербург - Валаам - С.-Петербург

на Праздник Святых Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

09.07

 10.07

 

Отправление из С.-Петербурга в 20.00

Прибытие на о. Валаам в 7.00. Экскурсии: «Скиты         Валаама»,

 «Валаамский Монастырь». Всенощное бдение.

11.07


 12.07

 

Божественная   Литургия.   Крестный   ход. Дополнительная   экскурсия   к   островным скитам. Отправление с о. Валаам в 21.00.

Прибытие в С.-Петербург в 7.00.


 

РЕЙС 2

16 - 20 августа 2007

С.-Петербург - Свирьстрой - Свирское - Валаам - Коневец - С.-Петербург  на Праздник Преображения Господня

16.08

17.08

 

 

 18.08

Отправление из С.-Петербурга в 20.00

Прибытие в пос. Свирьстрой в 13.00. Экскурсия в Александро-Свирский монастырь (40 мин автобусом). Молебен. Отправление из пос. Свирьстрой в 19.00.

 

Прибытие на о. Валаам в 7.00. Экскурсии «Скиты Валаама», «Валаамский монастырь». Всенощное бдение

19.08

 

 

 20.08


Божественная Литургия. Освящение плодов. Отправление с о. Валаам в 14.30. Прибытие на о. Коневец в 18.30. Молебен. Экскурсия «Коневский монастырь». Отправление с о. Коневец в 22.00.

 

Прибытие в С.-Петербург в 7.00



  Питание трехразовое по уставу Русской Православной Церкви.

В первый день рейса - ужин,в последний день - завтрак. В дни праздников (11.07 и 19.08) до окончания богослужения питания не предусмотрено.

Паломнические рейсы приходятся на время постов - Петрова и Успенского. В соответствии с Уставом в постные дни мясные и молочные продукты в меню не включаются.

Одежда при посещении богослужений:

При посещении действующих храмов и территории внутреннего каре монастыря мужчины должны быть без головных уборов, женщины должны иметь юбки и головной убор.

Не разрешается посещение монастыря в спортивной и открытой одежде.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.


В процессе решения поставленных  задач можно сделать следующие выводы:

1.Россия обладает огромным культурным и природным наследием, задействованным, в том числе и в религиозном туризме. До революции 1917 года посещение святых мест было обязательным  обрядом для православного христианина, на совершение которого он должен был получить благословение священнослужителя. В советские времена число паломников резко сократилось, как впрочем, и количество святых мест. Перепрофилирование множества хромов, церквей, монастырей под различные нужды сделало их недоступными для отправления религиозного культа и поклонения паломников. Немалую долю религиозных сооружений удалось сохранить  в достойном виде благодаря тому, что они стали музеями и в итоге оказались вовлечены в процесс туристического освоения. Таким образом, в массовом сознании укоренилось представление о религиозных сооружениях и святынях как о музейном объекте. Лишь не так давно церкви начали возвращать ее храмы и святыни и естественно, что она стала возвращать им не только внешний облик, но и духовное содержание.

2.Множество памятников русской православной культуры , например, Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоколамский монастырь и многие другие активно использовались в туризме на протяжении многих лет и представляли собой весьма популярные маршруты как внутреннего туризма, так и международного. Поэтому и сегодня немало турфирм которые развивают туристскую детальность на религиозных объектах. В последнее время у туристов наблюдается  устойчивый рост интереса к посещению монастырей. Паломники едут из всех регионов России и из-за рубежа. Целевая направленность этого интереса – не познавательный, видовой, открыточный туризм, а глубокое ознакомление с жизнью обители.

4. Как мы выяснили, у  религиозного туризма существуют разновидности, которые имеют принципиальные отличия.  В религиозном туризме, экскурсионной направленности туристов интересуют главным образом экскурсии с посеще­нием монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти тури­сты могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Паломников же интересует непосредственное участие в религиоз­ных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном испове­дуют ту религию, святым местам которой они приехали покло­ниться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вто­ричная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Таким образом, различие данных видов деятельности налицо, и возможно правильным было бы отдать паломничество в компетенцию русской православной церкви. В то же время, встает вопрос насколько сегодня русская православная церковь обладает  возможностями организации путешествий паломников, то есть обеспечения их транспортом, местом проживания, питанием и вообще насколько готовы русских храмы и монастыри к приему паломников. В данном случае, выход мог бы быть найден в организации сотрудничества русской православной церкви и туристской индустрии, де процесс организации подобных путешествий уже наработан.

5. Процесс организации  религиозного туризма практически ничем не отличается от организации других видов, в него входит собственно формирование самого турпродукта и здесь проявляется специфика, заключенная в данном виде туризма, определение его стоимости, а затем комплекс мероприятий по его продвижению от производителя к потребителю. 

На наш взгляд развитие религиозного туризма в России , а если говорить по православному - паломнических поездок, позволит решить целый ряд задач, в числе которых: реализация духовно-культурного потенциала страны, повышение ее международного культурного статуса, увеличение потока "въездного международного туризма", развитие внутреннего духовно-просветительского туризма,  поддержание в надлежащем состоянии памятников истории и культуры.

Россия  обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров.

Разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность  должно послужить привлечению большего числа паломников (туристов) в нашей «живой истории».

Объектами привлечения религиозных туристов являются свя­тые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловле­ны культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящи­ми в определенное время года. При международных поездках ту­ристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформирова­лись фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.


1.                Христов Т.Т Религиозный туризм [Текст] учебное пособие/ Т.Т.Христов;-М.: Академия 2003

2.                Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

3.                Монастыри Русской православной церкви. [Текст] Справочник-путеводитель. – М.: изд. Московской патриархии, 2001.

4.                Биржаков,М.Б. Правовые основные и методы регулирования паломнического туризма. «Туристские Фирмы», [Текст] справочник/ М.Б.Биржаков;  СПб.: ОЛБИС, 2003г.

5.                Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», [Текст] справочник/ М.Б.Биржаков;  СПб.: ОЛБИС, 1997г.

6.                Сенин В.С. Организация международного туризма [Текст] учебное пособие/ В.С.Сенин – М.: 1999

7.                Биржаков М.Б. Ведение в туризм. [Текст]  учебное пособие – СПб.: невский фонд 2004

8.                Православные обители. [Текст]  Путеводитель. –М.: 1998

9.                Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, [Текст] учебное пособие/ А.Н.Муравьев - М.: «Книга» 1990



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.