Рефераты. Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

Деятельность сотрудников по борьбе с экономическими преступлениями кропотливая, внешне не эффективная. Однако никто другой не возвращает обществу и государству такого большого количества материальных ценнос­тей, как работники этих подразделений. Преступники, с которыми им при­ходится иметь дело, как правило, очень грамотные, достаточно квалифици­рованные и изворотливые люди. Результаты своей преступной деятельности они умеют хорошо скрывать.

Работа этих сотрудников отличается от работы уголовного розыска. В уголовном розыске в основном работу ведут «от преступления» (убийст­ва, изнасилования, кражи и т.д.), а в борьбе с экономическими преступле­ниями инспекторам приходится «идти к преступлению», отыскивая его по мало заметным признакам. Сотрудникам этой службы приходится прове­рять заявления и жалобы граждан о нарушениях и злоупотреблениях в сис­теме торговли, об обмане покупателей, пересортице, завышении цен, о жизни отдельных материально ответственных лиц «не по средствам» и т.д. Необходимо обладать большим запасом разносторонних знаний, опытом и терпением, чтобы из перечисленных признаков была воссоздана картина замаскированного хищения собственности.

Сотрудники борьбы с экономическими преступлениями должны и хоро­шо знать бухгалтерский учет, товароведение, технологию изготовления продукции, особенности переработки, транспортировки и хранения раз­личных потребительских товаров с тем, чтобы использовать эти знания для раскрытия сложных, замаскированных хищений.

В профессиограмме работника борьбы с экономическими преступлени­ями выделяются социальная, коммуникативная, поисковая, организацион­ная и удостоверительная стороны деятельности, в которых реализуются личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие успех в его слож­ной работе. Главное для инспектора – умение разбираться в людях, отли­чить честного человека от стяжателя, ориентироваться в сложной иерархии группы расхитителей и безошибочно выделить в ней слабое звено, через ко­торое можно было бы раскрыть сложное и достаточно замаскированное хи­щение. Важно при расследовании этой категории дел выявить мотивы, ус­ловия и цели, которые способствовали совершению конкретных хищений в различных областях промышленности, городского и сельского хозяйства, в торговле и т.д.

Основными задачами участкового инспектора милиции являются обеспе­чение общественного порядка, выявления причин и условий, способствую­щих совершению преступлений, и принятие необходимых мер к их устране­нию на обслуживаемой территории. Участковый инспектор охраняет права и законные интересы каждого гражданина, а также организаций, учреждений и предприятий от преступных посягательств и иных правонарушений.

В профессиограмме участкового инспектора выделяются социальная, конструктивная, организационная, удостоверительная, коммуникативная и поисковая стороны деятельности, в которых реализуются личностные ка­чества, навыки и умения, обеспечивающие успех в его нелегкой работе.

Деятельность инспектора ГАИ связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных проис­шествий на улицах и дорогах. Структура профессиограммы инспектора ГАИ сложная, включающая в себя ряд профессий. В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой, как указы­валось выше, реализуются все шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая, коммуникативная, удостоверительная, организа­ционная, реконструктивная и социальная. Работник ГАИ должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать ка­чествами, входящими в профессиограмму водителя. Он должен быть внима­тельным и решительным человеком, к тому же обладать повышенным чув­ством ответственности за свои действия.

Сотрудник таможенных органов борется с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Его деятельность непосредственно связана с пересе­чением гражданами нашей страны и иностранцами Государственной грани­цы Российской Федерации. Как правило, таможни располагаются непосред­ственно вблизи границы, а также в аэропортах, где заканчиваются заграничные рейсы самолетов, и в морских портах. Характерной чертой дея­тельности инспектора таможни является дефицит времени: в подавляющем большинстве случаев таможенный досмотр вещей и пассажиров связан с рас­писанием движения самолетов, поездов, теплоходов и т.д.

Отметим, что в деятельности любого инспектора таможни, а в особен­ности у оперативного работника этого органа выделяются поисковая, орга­низационная, коммуникативная и конструктивные стороны. Особенно вы­сок удельный вес поисковой деятельности, которая обеспечивает успех при обнаружении контрабанды.

В практической деятельности у талантливого инспектора очень велика поисковая доминанта, которая обеспечивает «вычленение» необходимой информации. Специфические требования предъявляются также к комму­никативным, организационным и интеллектуальным качествам работников таможни, так как их деятельность протекает обычно в условиях строгого де­фицита времени, постоянного общения с большой массой людей и т.д. Кроме специальных знаний таможенный инспектор должен владеть инос­транными языками, знать экономику, товароведение, хорошо разбираться в людях.

Заключение

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессиональ­ного воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике перечисленных этапов.

Профориентация – это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста.

Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятель­ность вузов, органов прокуратуры и МВД по специализированному отбору на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности. При проведении собеседования изучаются склонности и направлен­ность личности. В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стрем­ление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципи­альность.

Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и суда, а также вузов является координация своих действий по отбору абитуриентов, орга­низация их обучения и воспитания.

Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятель­ности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и об­щественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершен­ствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед общест­вом, коллективом, самим собой.

Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юриди­ческого вуза, который должен задатки обучающегося развить в систему ка­честв, навыков и умений, необходимых личности будущего юриста для добросовестного выполнения своих служебных задач.

Список использованной литературы


1.     Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. – М., 1965.

2.      Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 1991.

3.      Дулов А.В. Судебная психология. – Минск, 1975.

4.     Лук А. Н. Память и кибернетика. – М. , 1966.

5.     Макаренко А. С. Полн. собр. соч. в 7 тт. – М., 1958. .

6.      Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.

7.     Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. – М., 1986.

8.     Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. – 2-е изд. – М., 1955.

9.     Пекелис В. Твои возможности, человек. – М., 1973.

10. Психоло­гия / Под ред. А. П. Рудика. – М., 1974.

11.  Психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1986.

12.  Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1867.

13. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.

14. Сеченов И. М. . Избранные произведения. – М., 1958.

15.  Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. – 1993. – № 12.

16. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. – М., 1996.

17.  Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995.




[1] Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959, с. 23.


1 Лук А. Н. Память и кибернетика. – М. , 1966 , с. 80.

1 Боронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. – М., 1965, с. 77.


1 Пекелис В. Твои возможности, человек. – М., 1973, с. 90.

1 Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т.З. – 2-е изд. – М., 1955, с. 232.

1 Общая психология / Под ред. акад. А В. Петровского. – М., 1986, с. 342-343.


1 Психоло­гия / Под ред. А. П. Рудика. – М., 1974, с. 171-175.

1 Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. – М., 1992, с. 5.


1 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. – М., 1952, с. 346.

1 Макаренко А. С. В 7 тт. – М., 1958. – Т. 4, с. 463.

2 Сеченов И. М. . Избранные произведения. – М., 1958, с. 218.

1 Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974, с. 25.

1 Психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,1986, с. 381-383.

1 Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 1991, с. 137.

1 Дулов А.В. Судебная психология. – Минск, 1975, с. 88.

1 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1867, с. 92.

1 Чертков А. Предложения прокурора о мере наказания. // Законность. – 1993. – № 12. – с. 11.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.