Рефераты. Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач

Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Под ним в психологии понимается направ­ленность и сосредоточение психики на тех или иных наблю­даемых предметах или явлениях жизни. Внимание входит в качестве необходимого компонента во все виды психической дея­тельности человека. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.

Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдатель­ным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превраще­ния умения в стойкое качество нужна целенаправленная, плано­мерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.

Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдае­мого явления, подметить все существенные, относящиеся к ма­териалам дела признаки Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологи­ческие возможности и формирует необходимые качества.

Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая на­блюдательность обеспечивает более глубокое и разностороннее изучение объекта наблюдения. Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.

В основу развития наблюдательности должны быть поло­жены принципы целенаправленности, планомерности и система­тичности. Соблюдение этих принципов обеспечивает работника юриспруденции наблюдательностью как качеством личности.

1.5. Воля и ее воспитание

Для выполнения разнообразных служебных задач, особен­но в экстремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всех психических сил. При этом достижение любой цели требует от него целеустремленности, инициативы, настой­чивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стой­кости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.

Воля – это одна из сторон человеческой психики, обеспе­чивающих человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете определенно складывающихся обстоятельств.

Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных практичес­кой деятельностью работник юридического труда, в большинстве случаев, должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуждение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сигнальную систему (слово). « В нормально развитом человеке, – отмечает И. П. Павлов, – вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»1. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на дея­тельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмо­циональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность.

В практической деятельности юристов имеют место слу­чаи, когда их внутреннее состояние не отвечает требованиям внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического тру­да, подчиняясь воздействию отрицательных эмоций, тормозит необходимую активность. И ему приходится усилием воли пода­вить тормозящие эмоции и начать соответствующую практи­ческой цели активную деятельность.

Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявление здесь большей воли очень много значит. «Большая воля, – пишет А. С. Макаренко, – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»1.

Из сказанного выше следует, что поведение сотрудника правоохранительных органов или судьи по своей сущности яв­ляется сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизованным. Такое поведение называется волевым пове­дением и предполагает наличие у работника юридического труда определенных волевых качеств.

Волевые качества юриста-практика в своей основе аккуму­лируют в себе компоненты его эмоционально-волевой устойчи­вости, связывают интеллект и моральные структуры личности. И. М Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравст­венный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»2.

Высокие нравственные мотивы пронизывают все волевые качества работника юридического труда. К волевым качествам относятся: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообладание, мужество, смелость, решительность, стойкость. Названным положительным волевым качествам про­тивостоят их антиподы: нецелеустремленность, безынициатив­ность, отсутствие настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нестойкость. Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже самой элементарной задачи.

По мнению известного психолога А. Г. Ковалева, волевая недостаточность может проявляться в чрезвычайно многообраз­ных формах, подразделяемых на пассивные и активные формы волевой недостаточности. К пассивным формам относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, отсутствие настойчивости. К активным формам следует отнести импульсивность, упрямство.

Изучение общих форм проявления волевой недостаточ­ности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые ка­чества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства для волевого воспитания и самовоспитания.

Сотрудник правоохранительных и правоприменительных органов должен хорошо осознавать, что целеустремленным са­мовоспитанием можно развить у себя все положительные воле­вые качества. Многие люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое мнение ошибочно. Воспи­тывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь, учебные занятия предоставляют для такого воспитания немало возможностей, воля воспитывается в преодолении любых труд­ностей. Для этого можно применять и специальные упражнения.

1.6. Эмоциональная саморегуляция

Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоция (от лат «волновать», «возбуждать») – это пере­живание человеком своего личного отношения к реальной дея­тельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, например, ярость и страх. Од­нако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные пере­живания, называемые чувствами.

Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств.

Особенностями эмоций является их непосредственная связь с потребностями. Пока потребность человека не удовлетворена, не может быть достигнуто гомеостатаческое равновесие – соот­ветствие между потребностями и действительностью.

В процессе развития человека сложились системы поло­жительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, вос­торг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверен­ность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегче­ние, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презре­ние, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, рев­ность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т. д.

Как видно, разделение эмоций на положительные и отри­цательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия Положительные эмоции, воздействуют на нерв­ную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрица­тельные – его разрушению, ведут к различным заболеваниям.

В жизни человека названные выше эмоции создают у лич­ности различные формы эмоциональных состояний настроение, страсть и аффект.

Настроение – это самое распространенное эмоциональ­ное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, зна­чительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» пе­реживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причины и об­стоятельства, которые вызывают настроение. Они складываются в четыре группы:

1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение, здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение);

2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражаю­щие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение, чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);

3) взаимоотношения между людьми (приветливость, дове­рие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным, грубость, безразличие, недоверие и бестакт­ность угнетают настроение),

4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении, образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Страсть – сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть – это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека»1. Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобили­зует его на преодоление трудностей, на достижение поставлен­ных целей страсть к любимому делу позволяет достичь исключи­тельных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

Аффект – эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аф­фекта:

 а) бурное внешнее проявление,

б) кратковременность,

в) безотчетность поведения человека во время аффекта,

г) диффузность переживания (аффект захватывает личность це­ликом, ее ум, чувства и волю).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.