Рефераты. Органы следствия и дознания

 Дознаватель - это процессуальная фигура, наделенная законом определенными правами и обязанностями. Дознаватель принимает дело к своему производству. Работая под контролем начальника органа дознания (его заместителя), он обладает определенной самостоятельностью.

Дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием.

Дознаватель вправе обжаловать указания прокурора и начальника органа дознания, но это не освобождает его от обязанности выполнить такие указания.

Процессуальные документы, составление которых отнесено к компетенции дознавателя, приобретают сразу же юридическую силу, но в некоторых случаях нуждаются в утверждении начальником органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу с начальника органа дознания не снимается ответственность за достижение процессуальных задач (раскрытие преступления, изобличение виновных, обеспечение возмещения причиненного преступниками ущерба и т.д.) по уголовному делу, за качество и сроки дознания.

 Дознание производится:

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 - 157, 158 частями первой и второй, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 188 частью первой, 194, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частями первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243-245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 - 258, 260 частью первой, 261 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 315, 319, 322 частью первой, 323 частью первой, 324 - 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора.

. По письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей, могут быть переданы для производства предварительного следствия.


2.2. Различие между органом дознания и лицом, производящим дознание.

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящие дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием

Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении (ст. 112-114 УПК), задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (ст. 122 УПК), приостановить или прекратить производство по делу (ст. 124 УПК). В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению (ст. 21, 21 п. 1 УПК). Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.

В отличие от следователя на орган дознания и лицо, производящие дознание, не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК. Все указания прокурора для них обязательны. При несогласии с ними орган дознания вправе обжаловать эти указания, не приостанавливая их выполнение.


2.3. Полномочия органов дознания

              Важнейшей обязанность органов дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступления.

              Для этого они используют оперативные меры связь с общественностью, а так же свои правомочия для производства расследования.

              Дела, по которым проводится предварительное расследование в форме дознания по второму порядку составляет небольшой процент всех уголовных дел.

              Большинство уголовных дел, предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия.

              Предварительное следствие проводится следователями, которые наделены для этого полномочиями.

              На основании этого все вопросы по расследуемому делу следователь решает самостоятельно.

              Следователь самостоятельно возбуждает уголовное, определяет какие действия и в каком порядке ему нужно вести. Оценивает по своему внутреннему убеждению доказательства привлеченного в качестве обвиняемого.

              Однако, в целях строго соблюдения законности, некоторые вопросы следователь должен решать с санкции или согласия прокурора.

              Требование санкции прокурора для решения таких случаях не умоляет самостоятельности следователя, а является дополнительной гарантией законности при разрешении вопросов, которые существенно затрагивают права и интересы граждан.

              Следовать по расследуемому делу имеет право давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действиях.

              Поручение это предложение органу дознания совершить то или иного следственное или розыскное действие.

              Поручение это разъяснение как провести выполнение поручений следователя.

              При этом следователь не имеет права вмешиваться в оперативно розыскные мероприятия органов дознания.

              Дела, по которым обязательно производство дополнительного следствия, следователь вправе истребовать от органов дознания и, не ожидая истечения десяти дневного срока на выполнение неотложных следственных действий. Следователь, так же как и лицо, производящее дознание, обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному уголовному делу или переданному ему.

              Об этом следователь сообщает прокурору, направляя ему копию такого постановления в течение 24 часов.

              Затем следователь принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому уголовному делу.

              После окончания расследования следователь направляет дело с обвинительным заключением прокурору для передачи в суд. Как видно, между вторым порядком дознания и предварительным следствием много общего.

              Однако, предварительное следствие – деятельность более многообразная.

              Кроме того, имеются и существенные черты, отличающие эти две формы предварительного расследования, а именно:

1.     при производстве дознания защитник может не участвовать

2.     потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик с материалами уголовного дела, по окончанию предварительного расследования, не ознакамливается.

              Срок предварительного расследования уголовным процессуальным законодательством России равен 2 месяцам, в этот срок предварительное следствие должно быть законченно. Он исчисляется с момента возбуждения уголовного дела.

              В случае особой сложности дела этот срок может быть продлен прокурором города, района, области военным прокурором до трех месяцев.

              При возвращении судом дела для дополнительного расследования. Возобновление приостановленного или прекращенного дела срок предварительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следователем, в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству.

              Дальнейшее продление срока следствия осуществляется на общих основаниях.

              Выводы:

1.       предварительное расследование осуществляется в двух формах которые имеют между собой определенные сходства и различия.

2.       В зависимости от подследственности уголовных дел дознание подразделяется на два порядка.

3.       Являясь основным звеном в обнаружении и раскрытии преступления, органы дознания наделены большими правами проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий.

4.       Широкие полномочия следователя и большие возможности органов дознания позволяют объективно и быстро устанавливать обстоятельства совершенного преступления.




Глава 3.  Следователь

3.1. Общее понятие

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Предварительное следствие, безусловно, является основной формой расследования. Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Компетенция между ними распределяется в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел (ст. 151). Однако независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены одинаковыми полномочиями.

Принято считать, что следователь процессуально самостоятелен. Однако эта самостоятельность не абсолютна. Более того, комментируемый УПК значительно сузил самостоятельность следователя. Так, он теперь должен согласовывать с прокурором свое решение о возбуждении дела. Однако закон позволяет следователю оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и собственным правосознанием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.